В современной России известны случаи, когда неугодных отправляют на принудительное лечение в психиатрической больнице, как это было и в СССР. Настоящему Времени удалось поговорить с одним из пострадавших.
"В полиции меня продержали больше часа и туда вызвали психбригаду. Я потом узнал: в рапорте полицейские указали, что я якобы вел себя агрессивно и неадекватно. Зарисовывал странные рисунки, хотя я записывал важную информацию для себя", – рассказывает активист из Новокузнецка Ингвар Горланов о том, что произошло с ним в 2019 году.
Ингвар встал с пикетом у здания администрации президента в Москве. Хотел добиться личной встречи с Владимиром Путиным, чтобы рассказать главе государства, куда исчезают деньги, положенные на обеспечение сирот и нуждающихся. Его доставили в отдел полиции и вызвали туда психиатрическую бригаду, которая приехала и тут же связала активиста.
"Он просил представиться тех, кто с ним общался. Переписывал их жетоны в ответ на их отказ представиться. Вот это поведение в совокупности они восприняли как неадекватное, отправили его в психбольницу", – объясняет адвокат Горланова Алексей Прянишников.
Ингвар Горланов – активист из Новокузнецка, который с четырех лет жил в детском доме № 74. Сейчас ему 25 лет. По закону в России воспитанники детских домов должны быть обеспечены жильем от государства. Но после выпуска из госучреждения Инвар квартиру не получил.
"Причина того, что я так яро добивался исполнения закона, чтобы предоставили квартиру, – это трудности с жильем, понятное дело. Но еще я решил вынудить исполнить все-таки закон, потому что у меня мать. Она тоже в прошлом сирота", – говорит активист из Новокузнецка.
Ингвар выяснил, что в России, только по официальным данным, около 300 тысяч сирот стоят в листе ожидания годами. Благодаря резонансным акциям протеста он добился своего – положенной по законам России квартиры. Позже активист стал выступать в защиту политзаключенных и проводил пикеты против пыток. Но и тему обеспечения жильем сирот тоже не оставлял. Так после пикета у администрации президента он и оказался в психиатрической клинической больнице № 4 в Москве.
"Сначала осмотрели или не осмотрели, по-моему, со мной говорили. Я не помню. Дело в том, что мне ввели препарат, который ударил по памяти сильно, что до суда, кстати, незаконно", – вспоминает Горланов. Из Москвы Ингвара отправили сначала в кемеровскую, а затем в новокузнецкую психиатрическую больницу. Ему вводили препараты, которыми лечат такие симптомы, как бред и галлюцинации. Если Ингвар отказывался принимать таблетки сам, то, по его словам, их разламывали и принудительно заливали в горло с водой.
"Было тяжко испытывать влияние препаратов, которые тебя сковывают, не дают речевому аппарату высказывать мыслить. Ты утомленный и скованный, не можешь сообразить, в какой сейчас позиции и что происходит", – говорит Ингвар. Оказавшись на свободе, мужчина продолжил заниматься активизмом. В декабре 2021 года он вышел к зданию ФСБ. Его снова госпитализировали в клиническую психиатрическую больницу Новокузнецка.
Адвокат Ингвара Горланова Алексей Прянишников защищает людей, к которым применяется принудительное лечение. Всего у него было семь таких кейсов. Его самый знаменитый подзащитный – Александр Габышев, известный как "якутский шаман". В 2019 году он отправился из Якутска в Москву пешком для проведения обряда по изгнанию Владимира Путина. Шамана задержали, возбудили дело об экстремизме. Суд приговорил Габышева к принудительному лечению. Сейчас он в психбольнице специализированного типа города Уссурийск.
Всего шаман провел на принудительном лечении порядка двух с половиной лет с перерывами на этапы и СИЗО при смене больниц.
Среди подзащитных адвоката Прянишникова была и гражданка Украины. Женщину доставили из Харьковской области Украины в российский Белгород. Ее принуждали оформить российский паспорт. Период с мая 2022-го по февраль 2023 года она провела в психбольнице в городе Энгельсе. С помощью адвоката ей удалось вернуться в Украину.
"Это один из способов давления на подозреваемых и обвиняемых, которые используются следствием для того, чтобы, подержав человека с месяцок в больнице, в окружении людей с разными диагнозами, можно было на него давить, попытаться добиться от него изменения позиции по делу", – поясняет адвокат Алексей Прянишников.
Официальной статистики, сколько всего людей в России подвергаются принудительному психиатрическому лечению на фоне войны, не существует. Но по информации, опубликованной в СМИ, в нескольких регионах России методы карательной психиатрии применяются в связи с "СВО" и ее критикой. К примеру, 22-летнего студента Нижегородского государственного университета Алексея Корелина на месяц поместили в психиатрический стационар после его антивоенных высказываний.
Ингвар Горланов сейчас живет в Новокузнецке. В марте 2023 года на него завели уголовное дело о возбуждении ненависти за критику местной полиции в соцсетях. Из-за этого ему вновь назначили психиатрическую экспертизу: с 29 марта по 2 мая он находился в психиатрической больнице.