От прорыва плотины Каховской ГЭС пострадала не только Херсонская область: как минимум 18 населенных пунктов были подтоплены в соседней Николаевской. Один из них – это город Снигиревка. В прошлом году Снигиревку обстреливала российская армия, город находился в оккупации больше восьми месяцев, а теперь пережил наводнение. Сейчас вода уже отступила, жители Снигиревки возвращаются в свои дома и подсчитывают убытки.
После катастрофы на Каховской ГЭС река Ингулец, впадающая в Днепр, вышла из берегов, подтопив 13 близлежащих населенных пунктов, в том числе Снигиревку. Вода в городе поднялась до шести метров.
"Наша речка небольшая. Начали смотреть, что уже "грибочки" на пляже подтапливает. Потом вода все ближе, ближе и ближе. Когда она уже до дороги дошла, я говорю: "Сережа, давай будем что-то спасать с хаты", – рассказывает о событиях первых дней катастрофы жительница Снигиревки Анжелика. Всего за сутки вода полностью затопила все ее хозяйство. "Вот, вода была. По двери видно – всю вымыло глину, – показывает Анжелика дом и постройки. – Тут мастерская, все плавало, все обвалилось. Мастерскую сильно повредило мужа. Все его железки, все двигателя. Рамы они вытащили, еще когда нас бомбили".
Поскольку дом Анжелики стоит на склоне, они с мужем стали поднимать наверх ценные вещи, бытовую технику, одежду. Но сперва спасали домашних животных: "Слава Богу, тваринки не пострадали. Мы их в первую очередь [вытащили], вот только им сейчас тут жарко, они же не любят жару". Огород спасти не удалось – он первым ушел под воду.
Дом Владимира – в другой части улицы. Здесь, по словам хозяина, вода повалила забор, накрыла колодец и начала подмывать недостроенный гараж. А когда вода проникла в дом, повредила фундамент и стены:
"Вода поднялась, вот видно по этому: чуть выше пояса, около метра. Это в доме, что и обвалило штукатурку, в стены проникло, – показывает последствия затопления Владимир. – Теперь, возможно, несущие стены упадут. Вода стояла больше суток. Она подходила долго и уходила, в принципе, так же. Сколько оно будет сохнуть – непонятно. Трещины дополнительно пошли. И теперь будет стоять вопрос, сможет ли выстоять дом дальше?"
Сейчас Владимир с женой живут в летней кухне. Это единственное строение во дворе, до которого вода не дошла.
80-летняя жительница Снигиревки Валентина Васильевна сушит всю свою мебель. Ее дом затопило полностью.
"Успели отсюда вынести холодильник, камера морозильная стояла там, оттуда вынесли. Тут стоял шкаф-купе, его сегодня разобрали и вынесли, – перечисляет Валентина Васильевна. – Открыли окна, чтобы со сквозняком оно было. Вот это результат такого "русского мира".
Всего в Снигиревской общине были подтоплены 375 домов. Почти везде вода уже отошла от домохозяйств, но в домах возле реки Ингулец она остается в подвалах. Ушла лишь небольшая часть воды, остальное придется откачивать. Однако сразу проводить откачку опасно, это может привести к разрушениям строений. Сейчас за этим следят специалисты Государственной службы по чрезвычайным ситуациям.
Из-за наводнения из Снигиревки эвакуировали около 700 человек. Хотя люди здесь и раньше покидали свои дома: из-за обстрелов. Соседи рассказывают, что до затопления владельцы домов планировали вернуться, но теперь неясно, приедут ли назад.
Сейчас уровень воды в Ингульце менее чем на метр превышает допустимый уровень. Дальше предстоит преодолевать последствия катастрофы. По словам местных властей, в первую очередь перед ними стоят две задачи: обеспечение гуманитарной помощью пострадавших и фиксация ущерба.
"Все дома, которые были затоплены, они все пострадали, по моему мнению, масштабно. Уже работает комиссия нашей территориальной общины, занимаются визуальным обследованием. Однако мы видим каждый день, что в тех домах разрушения прибавляются. Тяжелее всего пострадали Нововасильевка, Афанасьевка, Васильевка – эти населенные пункты пострадали более массово. В целом 13 населенных пунктов вместе со Снигиревкой", – говорит Иван Кухта, начальник Снигиревской городской военной администрации.
"Как можно вот так с гражданским населением поступать и уничтожать все? Как можно [после этого] относиться к Российской Федерации, к России? За что? Жили люди веками, как могли, так и жили", – говорит 80-летняя Валентина Васильевна, чей дом полностью ушел под воду. Жители рассказывают, что с начала войны уже пережили оккупацию, обстрелы, а теперь и затопление. Но уверены, что преодолеют и это. "Что они пытаются [сделать]? Мозгов у них нет, что они пытаются. Ничего они не добьются", – говорит Анжелика. "Мы уже прожили огонь – это бомбардировки, вода уже пришла и ушла, медные трубы мы переживем и так, то есть осталось лишь одно – победа", – считает ее сосед Владимир.