В 2023 году в России как минимум 148 человек стали фигурантами уголовных дел: 98 – по статье о госизмене, 31 дело – о шпионаже, 19 дел – о секретном сотрудничестве с иностранцами, в суды поступило не менее 88 таких дел, и по 50 из них уже вынесены обвинительные приговоры, подсчитали Сибирь.Реалии. Это исторический рекорд по уровню репрессий со стороны ФСБ. Правозащитники считают, что реальное число дел может быть гораздо больше, а рост темпов преследования сохранится и в 2024 году.
Реальное число дел за госизмену, шпионаж и тайное сотрудничество с иностранцами гораздо выше, считает глава правозащитного проекта "Первый отдел" Дмитрий Заир-Бек. Это связано с тем, что дела ФСБ имеют гриф секретности, а суды скрывают их от общественного внимания и не отчитываются о каждом новом поступлении. По словам правозащитника, только за декабрь возбудили 50-60 таких дел. Главная причина того, что число таких дел растет, – война России с Украиной, считает Заир-Бек.
"ФСБ своими руками зазывает людей воевать на стороне противника, а потом сажает за это"
Примерно в 40% случаях задержанным вменили сбор или передачу сведений в интересах Украины об объектах военной инфраструктуры или самих военнослужащих (в том числе о сотрудниках Росгвардии и ФСБ).
Так, в июле силовики задержали в Воронежской области троих россиян по подозрению в передаче информации о военных объектах "Правому сектору".
В аннексированном Крыму неизвестному россиянину вменили дело о госизмене за то, что он якобы завербовался к украинской разведке и устроился "копать окопы" на севере полуострова, чтобы передавать информацию и фотографии об укреплениях России.
24 уголовных дела возбудили за желание отправиться воевать против России или же просто уехать в Украину. В декабре гособвинение запросило семь лет и один месяц лишения свободы для гражданского летчика из Хакасии Игоря Покусина, который в телефонных разговорах с друзьями признался, что хочет уехать из России. ФСБ сочло это приготовлением к госизмене: силовики решили, что Покусин хотел присоединиться к Вооруженным силам Украины.
По словам главы "Первого отдела" Дмитрия Заир-Бека, дела о госизмене из-за "перехода на сторону противника" – одни из самых распространенных.
"Таким противником считают Украину. Если кандидат для будущего дела уже не находится на территории России, то [оперативникам] не имеет смысла возбуждать дело, потому что это лишняя морока, лишние нервы, а отчетности не будет. Отчетность – это реально посаженный человек. Нам известно только о трех случаях, когда человек уехал и на него по итогу возбудили дело, – объясняет правозащитник. – Вместо этого возбуждаются дела о приготовлении или покушении [на госизмену] с применением статьи 30 Уголовного кодекса. Если не удается найти того, кто реально собирается уехать в Украину, они ваяют такие дела через провокации".
Вот как Заир-Бек описывает пример "провокации" со стороны спецслужб: управление ФСБ в одном из граничащих с Украиной регионов России создает телеграм-бот, замаскированный под официальный бот легиона "Свобода России", который воюет на стороне ВСУ (в России он признан террористической организацией). В бот пишут люди, оперативники ведут с ними переписку, присылают им координаты, где надо перейти границу. Человек собирает вещи, идет в сторону границы, а там его уже ждут сотрудники ФСБ. "Получается, что ФСБ своими руками зазывает людей воевать на стороне противника, а потом их же и сажает за это", – констатирует правозащитник.
Дела о поджогах военкоматов: "создать эффект запугивания" и показать, что "ФСБ работает эффективно"
Как минимум в 14 случаях уголовные дела возбуждались за материальные пожертвования Вооруженным силам Украины.
В шести случаях силовые структуры предъявляли обвинение в государственной измене людям, которые совершили (или планировали) поджоги военкоматов и транспортной инфраструктуры.
Так, за поджог релейного шкафа на железной дороге 21-летнего жителя Омской области обвинили сразу по трем серьезным статьям: госизмена, диверсия и участие в террористической организации. Региональное управление ФСБ решило, что он получал задания от "куратора из Украины".
Дмитрий Заир-Бек отмечает, что практику добавлять поджигателям госимущества обвинение в госизмене в ФСБ начали нарабатывать в 2023 году. Задача оперативников – "создать эффект запугивания" и одновременно показать, что "ФСБ работает эффективно", говорит он.
Дела о госизмене против ученых – "давно отработанная схема"
В 2022 году одним из особенностей дел о госизмене стало преследование академиков из научных институтов Сибирского отделения РАН: Дмитрия Колкера, Анатолия Маслова и Александра Шиплюка. Колкер, которому на момент ареста диагностировали терминальную стадию рака, умер в "Лефортово".
В 2023 году стало известно как минимум о двух новых уголовных делах против сибирских ученых – против кандидата физико-математических наук из Томского политехнического университета Владислава Галкина и сотрудника Института теоретической и прикладной механики СО РАН Валерия Звегинцева. В декабре Галкин находился в СИЗО, а Звегинцев – под домашним арестом. В чем именно обвинили томского ученого – неизвестно.
Галкин и Звегинцев в соавторстве написали научную статью, которую в январе 2021 года опубликовало иранское издание Journal of Applied and Computational Mechanics: она посвящена "методу проектирования высокоскоростных осесимметричных воздухозаборников за счет реверса потока в соответствующем изоэнтропическом сопле". Источник ТАСС в СО РАН отмечал, что дело против Звегинцева возбудили из-за публикации "в иранском журнале" на тему газовой динамики.
Дмитрий Заир-Бек называет дела о госизмене против ученых "давно отработанной схемой" и вспоминает дела против сотрудников Центрального института машиностроения (ЦНИИМаш) и Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) – представителя последнего, 71-летнего ученого Валерия Голубкина, в 2023 году приговорили к 12 годам колонии.
В 2023 году встречались и более экзотичные поводы для преследования по статье о госизмене: например, жителя Барнаула обвинили в измене и теракте за то, что он отправил мобилизованным отравленную воду якобы "после общения с украинцами". Также известно о минимум двух случаях преследования жителей Сибири за кибератаки якобы в интересах украинских спецслужб.
А в 20% дел силовые структуры не сообщили никакой информации о причинах преследования людей.
Москва, Хабаровский край и оккупированные территории чаще всего фигурируют в сводках ФСБ
Из регионов России чаще других в сводках ФСБ упоминается Москва. Это связано с тем, что подозреваемых, как правило, отправляют под арест в СИЗО "Лефортово". "Это изолятор, негласно подведомственный ФСБ. Не надо никуда вывозить, можно доставить в кабинет к следователю в управление ФСБ по коридору прямо из камеры", – объяснял причины отправки фигурантов дел в Москву адвокат Иван Павлов.
За пределами столицы по числу возбужденных в 2023 году дел лидирует Хабаровский край – пять эпизодов. Но сейчас известны имена лишь двоих фигурантов дел из Хабаровского края – 24-летняя Тамара Паршина и 54-летний уроженец Украины Анатолий Вечирко, которого первым в России обвинили в пожертвованиях Украине в криптовалюте. "Би-би-си" предполагает, что в октябре 2023 года Паршину приговорили к восьми годам лишения свободы (ее имя вымарано в карточке уголовного дела на сайте суда).
Кроме Хабаровского края, в число российских регионов-лидеров по числу аналогичных дел вошли Приморский край, Воронежская, Самарская, Свердловская и Тюменская области (вместе с ЯНАО и ХМАО) – по четыре эпизода в каждом субъекте.
Против жителей оккупированных территорий Украины силовые структуры возбудили как минимум 26 дел. Чаще всего спецслужбы преследуют жителей Крыма, а также Луганской и Херсонской областей (к гражданам Украины применима только статья о шпионаже ).
В январе 2023 года в Луганской области задержали сотрудника миссии ОБСЕ, гражданина Великобритании Дэвида Оррэллса. Его обвинили в шпионаже, а именно в "передаче информации о позициях Народной милиции ЛНР и расположении объектов гражданской инфраструктуры", писал ТАСС.
Другую жительницу Луганской области по фамилии Ищук отправили в СИЗО "Лефортово" за то, что она, по версии следствия ФСБ, собирала информации о местоположении российских военных и передавала ее украинской разведке через телеграм.
Однако практически во всех случаях российские спецслужбы не раскрывают имена и статус граждан, задержанных на оккупированных территории Украины.
"Шпионаж" в пользу Украины, США и Европы
В подавляющем числе дел – около 93% случаев – преступления, по версии ФСБ, совершались в интересах силовых ведомств Украины (ВСУ, СБУ, ГУР).
Но в 2023 году российские силовики возбудили как минимум три уголовных дела о шпионаже против граждан США. Самое известное – против журналиста The Wall Street Journal Эвана Гершковича, который освещал события в России и на момент задержания работал над темой войны в Украине и вербовкой в ЧВК "Вагнер".
Предпринимателей Ивана Лукина из Амурской области и Сергея Яценко из Приморского края российские спецслужбы обвинили в госизмене в интересах Китая. Как писала "Би-би-си", Лукин якобы установил "конфиденциальное сотрудничество с кадровым сотрудником спецслужбы КНР", а Яценко – "собирал данные по военной тематике".
В 2023 году сотрудники ФСБ находили признаки госизмены или тайного сотрудничества в пользу стран Европы. В Омской области задержали бывшего сотрудника оборонно-промышленного комплекса, который якобы передавал секретные сведения взамен на получение гражданства Германии. А в Псковской области под уголовное дело попал житель Печоры – его обвинили в сборе данных о российских военных ради получения гражданства Латвии.
Кого в 2023 году преследовали по новой статье ФСБ
В июле 2022 года в Уголовном кодексе появилась статья 275.1 "О конфиденциальном сотрудничестве с иностранной организацией или государством для содействия в деятельности против безопасности РФ".
За полтора года ФСБ возбудила как минимум 22 уголовных дела по этой статье – семь из них в 2023 году уже дошли до суда.
"Что такое конфиденциальное сотрудничество? Это переписка между двумя людьми, например, в мессенджере – самое простое, что можно подвести под эту статью, – объясняет Дмитрий Заир-Бек. – Если человек, допустим, ведет переписку с собеседником, которого ФСБ сочтет агентом Государственного управления разведки Украины, а такие доказательства в виде оперативной справки высасываются просто из пальца, и суды им верят – это уже как бы сотрудничество на конфиденциальной основе с целью содействия в деятельности, направленной против безопасности РФ".
Одним из фигурантов дел по статье 275.1 УК стал дипломат Роберт Шонов, который больше 25 лет проработал в консульстве США в Приморском крае – в марте его задержали и отправили в московское СИЗО "Лефортово" по подозрению в "конфиденциальном сотрудничестве" со Штатами. Госдепартамент США ответил на преследование Шонова высылкой двух российских дипломатов.
Жительницу Алтайского Края Татьяну Солнцеву в сентябре приговорили к четырем годам колонии за якобы тайное сотрудничество с легионом "Свобода России" – поводом для преследования стала переписка с человеком, который назвался его представителем. В декабре апелляционный суд отправил дело Солнцевой на пересмотр из-за грубых нарушений уголовно-процессуального кодекса.
А в декабре по этой же статье задержали главного редактора забайкальского издания Zab.ru Нику Новак. Суд отправил ее под арест в московское СИЗО "Лефортово".
По словам правозащитника, в некоторых случаях дела по статье 275.1 УК возбуждались за то, что человек общался с родственниками или друзьями, которые жили за границей, но не имели отношения к каким-либо организациям.
"Система будет воспроизводить саму себя"
Глава "Первого отдела" Дмитрий Заир-Бек считает, что в 2024 году в суды поступит примерно в два раза больше дел – как минимум 140. Активность работы спецслужб, по его мнению, будет зависеть от "геополитической обстановки".
"Если войну с Украиной решат сворачивать, можно предположить, что и контрразведка несколько ослабит свою хватку. Но я не думаю, что они так быстро сдадутся, – уверен он. – Они научились работать в больших объемах, система будет воспроизводить саму себя. Чем больше будет оперативников, следователей, которые занимаются этими делами, тем больше будет дел – этим людям нужна работа, они будут продолжать искать мнимых шпионов среди наших сограждан".
Материал полностью можно прочитать на сайте Сибирь.Реалии.