Студента МГУ и автора популярного телеграм-канала "Протестный МГУ" Дмитрия Иванова прокурор в Тимирязевском суде Москвы потребовал приговорить к девяти годам колонии общего режима по делу о военных "фейках" (ст. 207.3 ч.2 УК РФ).
Иванов в СИЗО уже восемь месяцев: его задержали по уголовному делу 2 июня 2022 года, когда закончился срок отбывания ареста по его предыдущему административному делу. Поводом для уголовного преследования стали публикации "Протестного МГУ" о войне в Украине: о потерях российской авиации, о нападениях на Запорожскую АЭС, о преступлениях российских военных против мирного населения в Буче и Ирпене. Вторжение России в Украину в телеграм-канале называлось войной, а не "спецоперацией", как этого требует российское правительство. Как пишет "Медиазона", большая часть публикаций, которые следствие вменяет Иванову, называя их "фейками" о действиях российской армии, – это репосты чужих высказываний: политика Алексея Навального, президента Украины Владимира Зеленского, блогера Максима Каца. Интересы Иванова в суде представляет адвокат Мария Эйсмонт, которая ранее защищала Алексея Горинова и Илью Яшина по аналогичным делам.
Рассказываем, что происходило на этом процессе.
Как проходил суд
В Тимирязевский суд поддержать Иванова в день прений, 1 марта, пришли десятки человек. Среди них представители посольств США и Чехии, а также родители политика Ильи Яшина, который в своем телеграм-канале опубликовал пост в поддержку студента. Однако в зал суда пустили только родственников и журналистов. Как сообщает "Медиазона", "скамейка для слушателей в зале пустовала", а послов США и Чехии, несмотря на просьбы Эйсмонт, не допустили присутствовать на заседании. При этом зал трансляций был занят полностью: в нем поместилось около 40 человек.
На заседании стало известно, что прокурору Юлии Правосуд удалось получить доступ к телефону Иванова. В прошлый раз сделать это не получилось, поскольку обвиняемый не согласился назвать код доступа. Теперь пароль от телефона оказался в материалах дела – и адвокат поставила под сомнение тот факт, что данные были получены законным путем. В протоколе сообщается, что доступ к содержимому телефона получил сотрудник ФСБ с помощью программного комплекса компании Cellebrite. Адвокат Мария Эйсмонт назвала такой взлом невозможным без санкций суда (которой, насколько известно защите, ФСБ не получала).
Сторона обвинения: речь, которую уже говорили в суде против Яшина
В прениях прокурор Правосуд заявила, что Иванов с 4 марта по 4 апреля 2022 года распространял через свой канал "Протестный МГУ" дискредитирующую информацию о российских военных "по мотивам политической ненависти". Обвинение утверждает, что Иванов доверяет только "президенту Украины Владимиру Зеленскому и международным источникам", а позиция российских источников его не интересует. Прокурор также зачитала показания бывшего декана МГУ Людмилы Григорьевой, в которых говорится, что студент "постоянно выступал против власти и распространял недостоверные сведения о российских войсках". Как писал The Insider, Григорьева известна своими обвинениями и в адрес других студентов в деятельности против России.
Правосуд акцентировала внимание на том, что некоторые из свидетелей не знают Иванова и никогда о нем не слышали: в частности, рапорт на студента написал оперативный сотрудник УФСБ России по Москве и Московской области подполковник Капустин А.Л. Он основывался на нескольких постах, скопированных из телеграм-канала "Протестный МГУ". При этом выводы стороны защиты и привлеченных защитой экспертов – психолога и лингвиста – она назвала "субъективной оценкой", а показания священника Михнова-Вайтенко и волонтерки Галины Артеменко – сведениями от "третьих лиц", которые нельзя класть в основу приговора.
Прокурор заявила, что право Иванова на свободу слова и самовыражения "по закону может быть ограничено" и, помимо прав Иванова, есть права на жизнь, защиту и безопасность, которые "попираются в отношении народа Донбасса". Как сообщает "Медиазона", выступление прокурора Правосуд представляет собой дословное повторение речи прокурора Сергея Белова на суде по делу Ильи Яшина. В заключительной части своей речи она попросила приговорить Дмитрия Иванова к девяти годам колонии общего режима (в этой части речи тоже не отличались – для Яшина прокурор Белов просил столько же).
Приговор Иванову судья Дарья Пугачева огласит 7 марта в 12:00 по московскому времени.
Сторона защиты: попытка допросить Конашенкова и Лаврова
Во время своего выступления адвокат Мария Эйсмонт отметила, что из всех пунктов статьи о "фейках" Иванов совершил только одно деяние – публично распространил информацию, но эта информация не была ложной или заведомо ложной. На прошлом заседании суда адвокат попросила суд выдать повестки для представителя Минобороны России Игоря Конашенкова, министра иностранных дел Сергея Лаврова и представителя России в ООН Василия Небензи. Так как слова Иванова, по мнению суда, противоречат мнению этих чиновников, они могут быть допрошены в суде как свидетели обвинения, объяснила адвокат. В итоге дело Иванова стало единственным из уже рассмотренных дел о военных "фейках", когда судья согласилась выписать повестки для представителей российской власти. Но никто из них в суд не явился.
Эйсмонт подчеркнула, что следствие не проводило экспертизы действий российской армии в Украине, не допрашивало очевидцев событий. По ее словам, ни один суд не дал юридическую оценку событиям, которые описаны в постах Иванова, – а значит, ни одна из версий не является доказанной и суд просто не вправе выносить приговор без такой проверки. Адвокат добавила, что согласна с утверждением прокурора о том, что Иванов знал, в чьих интересах действует (прокурор заявляла в ходе процесса, что подсудимый "не мог не знать, в чьих интересах он действует"): "В интересах страны, именем которой ему будет вынесен приговор и которая хочет жить свободно в мире со своими соседями".
"Россия – это мы сами": последнее слово Иванова
В своем последнем слове Дмитрий Иванов отметил, что с начала июня часто слышит от российского суда в свой адрес слово "обвиняемый" – теперь это его "новый социальный статус". Иванов сказал, что следствие в попытках обвинить его в распространении "фейков" "сконструировало один большой фейк".
Он подчеркнул, что после 24 февраля "десятки миллионов россиян столкнулись с гнетущим чувством вины", которое, с одной стороны, является нормальной реакцией на происходящую трагедию, а, с другой, иррационально, поскольку вина лежит на тех, "кто развязал и ведет эту войну". Иванов призвал россиян проявлять инициативу, помогать беженцам, поддерживать политзаключенных, "не проходить мимо, когда кому-то нужна помощь".
"Мы любим повторять, как мантру, слова "Россия будет свободной!". Но Россия – это мы сами. И какой она будет, зависит только от нас. Нам предстоит большая работа, начинать которую надо уже сейчас. В этой работе, я верю, мы обречены на успех. Россия будет свободной. Потому что такой сделаем ее мы", – сказал Дмитрий.
После предыдущего заседания по делу, 18 января, Дмитрия Иванова избил конвоир. Как студент рассказал адвокату, причиной стал его отказ протянуть руки для наручников. Пока адвокат Эйсмонт согласовывала с судьей даты следующих заседаний, конвоир ворвался в аквариум и попытался вытащить обвиняемого оттуда. Иванов попросил дать ему дослушать "две минуты", но тот заломил ему руки и увел. Позже Иванов рассказал адвокату, что конвоир спустил его по лестнице, выключил видеорегистратор и избил ногами и дубинкой. Силовик пытался опустить его головой в унитаз и угрожал, что "введет ему палку в анальное отверстие". Второй сотрудник "наблюдал" за этим и "бездействовал". Врач в СИЗО зафиксировал у Иванова только небольшие гематомы на запястьях. Эйсмонт предположила, что ее подзащитного били "так, чтобы не оставить следов".
"Протестный МГУ": протесты и аресты Дмитрия Иванова
Дмитрию Иванову 23 года, с 2017-го он учился на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ имени Ломоносова, но так его и не окончил. Диплом нужно было защищать 1 июня 2022 года – Иванов сидел в спецприемнике и выйти должен был, но только на следующий день. Защита просила суд сократить срок ареста хотя бы на день и обращалась в экзаменационную комиссию с просьбой о переносе, но безрезультатно. Второго июня Дмитрия задержали уже по уголовному делу, а в июле его отчислили как не прошедшего государственную итоговую аттестацию.
До задержания Иванов работал в IT и активно занимался правозащитной деятельностью. Помогал в организации кампаний в защиту аспиранта МГУ Азата Мифтахова, программиста Константина Котова, фигурантов дела "Сети", участвовал в антикоррупционном митинге после выхода фильма ФБК "Он вам не Димон" (тогда Иванову было всего 17 лет). "Суть активизма для него точно определяется целью – жить в свободном богатом демократическом государстве", — говорили его коллеги из "Протестного МГУ".
Вести этот телеграм-канал Дмитрий стал анонимно в 2018 году, освещал новости о политических заключенных, проблемы университета, говорил о нарушении прав студентов. Во время одного из собраний "Бессрочного протеста" (политическое движение в России, которое возникло во время протестов против пенсионной реформы 9 сентября 2018-го) в декабре 2018 года студента задержали на Лубянке за сделанные во время акции фотографии. Иванова избивали, угрожали изнасилованием, добивались пароля от телефона. Когда он так и не назвал пароль, телефон сломали. Доступ к телеграм-каналу "Протестный МГУ" был утерян, но вскоре Иванов повторно создал канал с тем же названием. В первой публикации он рассказал о пытках, которым его подвергли при задержании.
В 2019 году Иванова оштрафовали на 150 тысяч рублей за участие в марше в поддержку журналиста Ивана Голунова, которое проходило 12 июня. В 2021 году Иванова задержали на митинге 2 февраля в поддержку политика Алексея Навального и дали ему 30 суток ареста. Тогда Дмитрия и еще более 500 арестованных отправили отбывать административный арест в ЦВСИГ Сахарово (учреждение для содержания иностранцев и лиц без гражданства, в отношении которых судом было принято решение о депортации). В ЦВСИГ на Дмитрия составили еще один протокол (по статье 19.3 КоАП РФ) за выкрикивание во время прогулки лозунгов "политического характера" ("За свободу и против жуликов и воров"). На выходе из изолятора после 30 суток административного ареста Иванову дали еще 10 суток (по той же статье 19.3 КоАП РФ).
28 апреля 2022 года Дмитрий Иванов был задержан на выходе из здания МГУ после сдачи экзамена. Тогда его опять арестовали на 10 суток (по части 8 статьи 20.2 КоАП РФ) за пост в телеграм-канале "Протестный МГУ" об организации митинга. Как только Дмитрий освободился из спецприемника, на выходе его встретила полицейская машина, 8 мая Иванова арестовали уже на 25 суток. Его признали виновным по статье о повторном нарушении порядка проведения акции (ч. 8 ст. 20.2 КоАП). Поводом стал репост о войне в Украине, который студент сделал из телеграм-канала Алексея Навального 4 марта. 16 марта на дверях квартиры Иванова появилась надпись "Не предавай Родину, Дима" и несколько букв Z.
Кого судят и уже осудили по делам о "фейках" в России
Статья о "фейках" о действиях российской армии появилась в Уголовном кодексе РФ менее года назад. Согласно данным "ОВД-Инфо", сейчас по разным поводам за антивоенные действия и высказывания возбуждены уголовные дела против 456 человек, 84 из них обвиняются по статье 207.3 – по таким же делам о военных "фейках", что и Дмитрий Иванов. Часть 2 статьи 207.3 УК РФ запрещает публично распространять заведомо ложную информацию об армии России "из корыстных побуждений или по мотивам ненависти". Наказание за распространение "фейка" о российской армии (которым может быть признано, судя по судебной практике, любое высказывание на том основании, что его источник – не министерство обороны России) – штраф от 3 до 5 миллионов рублей, принудительные работы на срок до 5 лет и лишение свободы на срок от 5 до 10 лет.
Среди обвиняемых есть украинские публичные деятели, например, журналист Дмитрий Гордон и ведущая Наталья Мосейчук. Есть российские граждане, которых обвиняют и приговаривают заочно (например, блогерка Вероника Белоцерковская и ведущий Александр Невзоров). А есть те, кого взяли под стражу и уже приговорили к реальному сроку: так, по этой статье семь лет колонии общего режима получил российский депутат Красносельского района Алексей Горинов, шесть лет – журналистка из Барнаула Мария Пономаренко, восемь с половиной лет колонии – политик Илья Яшин. Художница из Петербурга Саша Скочиленко, которая заменяла ценники в магазине "Перекресток" на листовки с антивоенными высказываниями, тоже обвиняется в распространении военных "фейков". Ей грозит до 10 лет колонии общего режима, очередное заседание пройдет 20 марта.