Министр обороны Украины 25 августа пообещал гражданам страны, что до конца года будут "хорошие новости" с фронта. Подробностей Алексей Резников не раскрыл. Как и не смог спрогнозировать, когда закончится война. По его словам, здесь многое будет зависеть от западных поставок оружия.
Начальник главного управления разведки Минобороны Украины Кирилл Буданов, в свою очередь, считает, что переломный момент в войне уже начался. По его мнению, российская армия испытывает сложности и из-за проблем будет не способна удерживать власть на оккупированных территориях.
Посол Великобритании в Киеве Мелинда Симмонс в интервью РБК-Украина высказала мнение, что сейчас стороны ведут войну на истощение. И поскольку ни одна из них не готова сдаться, боевые действия могут затянуться. Накануне британская разведка предположила, что сейчас Россия готовится к масштабной контратаке. Но при этом силы армии истощены, а боеприпасов и техники не хватает.
Владимир Путин тем временем распорядился увеличить численность российской армии. 25 августа он подписал указ, согласно которому число военнослужащих должно вырасти на 140 тысяч человек. Указ вступает в силу 1 января 2023 года.
До этого дня в течение последних 30 лет численность российской армии только сокращалась, говорит эксперт по международным отношениям и безопасности Павел Лузин. Корреспондентка Настоящего Времени спросила у него, существуют ли сейчас реальные способы пополнить состав Вооруженных сил РФ?
"Путин подписывает указ, который уводит его от реальности еще дальше"
— С 1985 года армию только сокращали, ее не увеличивали. Там был один момент, в 2016-2017 году, когда в 2016-м был указ о предельной численности военнослужащих в один миллион ровно, в 2017-м ее подняли до 1 млн 13 тысяч. Ну это, в общем-то, ни о чем. Колебания, эти подвижки ни к чему не ведут.
37 лет только сокращали армию. Более того, в 2018-2019 году была большая дискуссия, даже больше, в 2019-м между Министерством финансов и финансовым управлением Министерства обороны, потому что Министерство финансов настаивало на том, что надо привести штатную численность Вооруженных сил к реальности, потому что на один миллион 13 тысяч человек выделяются деньги, а реальная численность, она где-то в районе 750 тысяч плюс-минус 10-20 тысяч.
Они ж в своих, для внутреннего пользования, так скажем, не секретные документы, а в ведомственных журналах, писали реальную численность, что она там в районе 770 тысяч.
Сейчас она меньше, сейчас она в районе 700 и меньше, я почти уверен, потому что потери, потому что недобор призывников, потому что увольнения массовые из армии происходят.
Не забываем еще про демографическую реальность, и на фоне той дискуссии Минфина и Минобороны о том, что "ребята, вы должны как-то к реальности быть ближе", Владимир Путин подписывает указ, который уводит его от реальности еще дальше.
Понятно что, мы можем предполагать, что система российская властная просто вышла из состояния адекватного восприятия реальности, можем такое полагать. За последние шесть месяцев не принято ни одного адекватного решения, они в параличе находятся умственном.
Можем предполагать неадекватность, но давайте посмотрим, подождем контекст. Почему? Потому что контекст может быть какой: мы можете получить эту прибавку в 137 тысяч человек, которая уводит номинальную, штатную численность российских Вооруженных сил в район начала 2000-х годов, потому что в начале 2000-х годов… Там была история, сейчас я вам даже [расскажу]. 2005 год. Номинальная численность – 1 млн 134 тыс. 800 человек. Сейчас – 1 млн 150 тыс. человек: это еще больше, а до этого 1997 год, когда номинальная [численность] была 1 млн 700 [тыс.], а реальная – 1 млн 200 [тыс.] где-то, потому что там тоже был большой недобор.
То есть попытка откатить армию по численности на 20 лет назад, когда у вас демография все хуже, говорит о чем? Либо увеличится срок службы по призыву, потому что если вы увеличиваете его, допустим, с года до полутора лет, то у вас получается 137 тысяч лишних. Но это даст обратный эффект: люди будут меньше служить, в плане того, что недобор станет хроническим. Вот сейчас первый недобор за несколько лет – треть не добрали в призыв. Осенний призыв тоже не будет хорошим, я думаю, хотя информацию о нем они, скорее всего, сделают еще менее публичной.
"С Росгвардией может произойти пертурбация"
То есть надо либо увеличивать срок службы, что идет тоже в противоречие с социальной реальностью, либо надо Росгвардию, как минимум ее часть, переводить в Вооруженные силы.
С Росгвардией может произойти пертурбация, но это противоречит политической логике системы авторитарной власти. Почему? Потому что для системы авторитарной власти характерна фрагментация военной силы. Если они, конечно, собрались проводить дефрагментацию, то ее можно только поприветствовать, потому что Росгвардия не нужна так же, как не были нужны внутренние войска МВД, которые наследовали войскам НКВД, которые были призваны уравновесить армию, которую Сталин боялся как огня.
То есть расформирование Росгвардии, ее уменьшение, ослабление – это можно только приветствовать. Но вопрос: что тогда Кремль будет делать со своим недоверием к военным? Сложно сказать.
"Массовая мобилизация в российской армии невозможна"
И есть третий вариант: что они идут на эскалацию, не знаю, объявляют войну Литве, Латвии, Эстонии, Польше, требуют сухопутного коридора в Калининград или что-нибудь еще требуют, не важно, можно войну объявить, большого-то ума и не надо. Вы объявляете войну, и вы объявляете организацию резервистов в ту организационную структуру, которая есть, потому что массовая мобилизация в российской армии невозможна технически, потому что некуда мобилизовывать.
Но те части, которые сейчас обескровлены, обезлюдены, где есть какие-то офицеры оставшиеся, туда могут быть призваны, например, выпускники военных кафедр, то, что называется сейчас военно-учебный центр, потому что там часть выпускников имеет офицерские погоны.
Так вот, за последние три года можно призвать, потому что там часть имеют офицерские погоны, а часть ведь там училась не на программах офицерского образования, они учились на программах просто специалистов каких-то, не все имеют офицерские погоны. Они являются как раз такими запасниками, которых, в принципе, можно попытаться "выколупить" из своей скорлупки при том, что эти люди не знают об армии ничего, то есть они учились, они были на полигоне месяц, то есть у них отрыжки к армии нет, потому что если вы возьмете отслужившего два-три года назад какого-то срочника, он вас пошлет на три буквы и даже повестку не примет, потому что ему не нужна эта армия, потому что он там был и он про нее все знает. Зачем ему там бывать еще раз?
Ну если он, конечно, не идеологический и не доктринированный человек, а вполне дружит с реальностью и с логикой. Таких немало. А вот как раз ребят с военных кафедр можно попробовать набрать. В принципе.