Владимир Путин предлагает применить ядерное оружие, если получит информацию о массовом старте крылатых ракет, беспилотников или других летательных аппаратов по территории России. О внесении изменений в документ об основах государственной политики в области ядерного сдерживания и военную доктрину он заявил на совещании Совета безопасности России.
Предлагается также расширить список государств и военных союзов, в отношении которых проводится ядерное сдерживание, а также дополнить "перечень военных угроз, для нейтрализации которых выполняются мероприятия ядерного сдерживания".
Действующая доктрина, принятая в 2020 году, содержит четыре условия для применения ядерного оружия Россией: ответный ядерный удар; применение противником оружия массового поражения по территории России или союзникам; воздействие противника на государственные или военные объекты, которое может помешать нанести ядерный удар; угроза существованию России.
Если предложенные Путиным изменения будут приняты, Россия сможет применять ядерное оружие и в том случае, если ее атакует неядерная держава, но при поддержке ядерной державы, и в ответ на применение массированного воздушно-космического нападения. Ранее Владимир Путин предупреждал, что удары западным оружием по России со стороны ВСУ будут восприниматься как участие блока НАТО в войне.
Накануне совещания Совбеза России американская газета The Washington Post со ссылкой на российских чиновников и аналитиков писала, что ядерные угрозы Кремля начали терять свою силу и поэтому Владимиру Путину приходится искать "более тонкий и ограниченный" ответ в ситуации, когда Украина может получить разрешение бить дальнобойным западным оружием по территории России.
Глава Офиса президента Украины Андрей Ермак назвал планы Кремля по изменению ядерной доктрины шантажом. По его словам, у Путина больше не осталось никаких инструментов для запугивания мира. А советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк назвал заявления российского президента "репутационным дном".
Тем временем Владимир Зеленский, выступая на заседании Генассамблеи ООН, снова сообщил, что Москва готовится нанести удары по атомным электростанциям в Украине.
"Путин планирует атаки на наши атомные электростанции и их инфраструктуру с целью отключения станций от энергосистемы. Кстати, с помощью спутников других стран Россия получает изображения и подробную информацию об инфраструктуре наших атомных станций. Но чем это на самом деле угрожает? Любая ракетная или беспилотная атака, любой критический инцидент в энергетической системе может привести к ядерной катастрофе", – подчеркнул он.
Потенциальную ядерную угрозу в Украине прокомментировал польский президент Анджей Дуда, заявив, что опасность нападения на АЭС в Украине есть и нужно считаться с возможными последствиями. А президент Словакии Петер Пеллегрини заявил о повышении бдительности в стране. Там планируют измерять уровень радиации на границе с Украиной. Пеллегрини предупредил, что возможное нападение России на ядерные объекты Украины может привести к трагедии, подобной Чернобыльской.
В Кремле заявления украинского президента не комментировали.
Могут ли изменения в ядерной доктрине России приблизить мир к ядерной войне – в эфире Настоящего Времени объяснил старший научный сотрудник Института ООН по исследованию проблем разоружения Павел Подвиг.
По словам эксперта, изменений не так много, и формула, что Россия будет считать нападение неядерного государства при поддержке ядерного государства совместным, существовала и раньше.
"В любой формуле идет речь об агрессии, в ответ на которую Россия готова рассмотреть и будет считать себя вправе применить ядерное оружие. Во-первых, что такое агрессия? Будет ли это агрессия, как это записано в доктрине, которая ставит под угрозу само существование государства? В этом случае представить такого рода агрессию на самом деле очень сложно, – говорит Павел Подвиг. – Наиболее существенный вопрос, на мой взгляд, – что значит "применить ядерное оружие"? Применить его каким образом, с какой целью, против каких объектов и прочее".
В любом случае, уверен эксперт, решение об ударе будет принимать лично Путин. Но, по его мнению, заседание Совбеза не приблизило мир к ядерной войне.
"Во-первых, это все ожидалось, – говорит он. – Во-вторых, по большому счету, существенных изменений пока мы не видим. Это пока все остается на уровне заявлений, и каких-то реальных шагов в сторону эскалации мы тоже не видим. Пока, я думаю, надо быть начеку, но с другой стороны, не надо реагировать слишком сильно. Усилия должны быть направлены на то, чтобы понимать, что реально применение ядерного оружия недопустимо в любой ситуации, и вокруг этой позиции [следует] пытаться объединять все страны, которые только возможно".
Профессор Института политического анализа Северо-Западного Университета в штате Иллинойс Ольга Каменчук считает, что заявление Путина направлено не только союзникам Украины, но имеет и другую цель: "Украинский вопрос — не единственный, который заставляет россиян пересматривать свою ядерную доктрину. Имеет существенную роль рост важности региональных альянсов. Сейчас говорят о том, что возможно построение так называемого ближневосточного НАТО, если США с Саудовской Аравией смогут договориться. Потом идет работа по построению организации в сфере безопасности между Австралией, США, Кореей, Японией, то есть государствами азиатско-тихоокеанского региона. И россиян это, конечно, беспокоит. В мире возникают новые альянсы не какого-то культурно-исторического плана, а нацеленные на безопасность. И россияне таким образом пытаются передать послание региональным игрокам подумать, хотят ли они участвовать и насколько активно в подобного рода региональных объединениях".