На освобожденных от оккупации украинских территориях находят все больше свидетельств преступлений российских военных. Последняя находка – это пыточная в селе Пески-Радьковские Харьковской области. Она располагалась в подвале одного из домов. Там обнаружили сорванные украинские автомобильные номера, жетон, вероятно принадлежавший украинскому военному, противогаз. Начальник следственного управления Национальной полиции Харьковской области Сергей Болвинов в фейсбуке пишет об обнаруженных проводах и веревках, которыми, скорее всего, связывали пленных, о "протоколе" допроса одного из мужчин, которого удерживали в подвале. Еще в пыточной нашли фаллоимитаторы и пластиковый контейнер, заполненный вырванными зубными коронками и протезами.
"На данный момент полиции точно известно о пытках путем закапывания/выкапывания в землю живьем и применения противогаза с тлеющей тряпкой. Удерживали пленных местных жителей, участников АТО и пленных из ВСУ", – пишет в своей публикации Сергей Болвинов.
Украинского военного Николая Мосякина задержали и пытали во время оккупации. По словам мужчины, его избивали, прострелили ногу и пытали током: "Брали тряпку, клали на лицо и лили из чайника. Когда током били, застегивали наручники и вешали на прут. И на пальцы, на ноги, накидывали эти самые…. Током били, короче".
Николая Мосякина пытали в одном из гаражей города Изюма. Он говорит, что в ряды ВСУ вступил сразу после вторжения России в Украину. И показывает здание бывшей больницы, которую российские военные тоже переоборудовали в пыточную.
На месте массового захоронения в Изюме украинские эксперты эксгумировали 447 тел. 425 – это гражданские, в том числе пятеро детей, еще 22 тела – украинские военные. В Генеральной прокуратуре Украины сообщили, что эксперты обнаружили множество фактов насильственной смерти: осколочные, огнестрельные и колото-резаные ранения. У нескольких погибших были связаны руки, переломаны кости, у некоторых умерших веревка на шее. Как доказательство преступлений Генеральная прокуратура Украины обнародовала фотографии проломленного черепа, найденного в изюмских захоронениях. Еще в одной могиле под номером 91 нашли тело гражданского мужчины. Украинское издание "Грати" опубликовало фото этой эксгумации и, со ссылкой на судмедэкспертов, сообщило, что у мужчины были связаны руки за спиной и отрезана часть гениталий.
Украинский военный Андрей Коцарь пережил российскую оккупацию чудом. Его трижды задерживали и пытали: "Они не били по лицу. Они били только по почкам, по печенке. По спине тоже хорошо проходились. А шрамов старались не оставлять. Я не знаю почему".
Коцарь успел прослужить в ВСУ всего месяц, потом город оккупировали российские военные. Они оставляли мужчину в траншее на несколько дней, били молотком по коленям. Еще оккупанты использовали для пыток что-то вроде железных или стеклянных стержней, которые жгли кожу, говорит Коцарь. В результате он нашел убежище в местном монастыре. Здесь Андрей находится до сих пор, даже после освобождения города. "Это место такого переосмысления для меня. Монахи дали мне шанс выжить. Если бы не они, я бы не выжил", – говорит Коцарь.
Журналисты информационного агентства Associated Press пообщались с местными жителями и теми, кто пережил пытки во время оккупации. Из их рассказов становится понятно, что только в Изюме было не меньше десятка пыточных. Из сообщений украинской полиции известно о подвале для пыток в селе Липцы в той же Харьковской области. Здесь удерживали гражданских. С теми же целями использовали отдел полиции в Балаклее, где в небольших комнатах содержали по пятнадцать человек. А еще Вовчанск Харьковской области. Оккупанты организовали пыточную в одном из местных предприятий. По информации украинской полиции, в помещениях площадью двенадцать квадратных метров могли содержать от двадцати до сорока человек. Не один месяц. Стены здесь исписаны молитвами с просьбами о спасении.
Украинские власти заявляют, что документируют все факты пыток российскими военными и теми, кто им содействовал, чтобы в будущем, в том числе и в международных судах, привлечь виновных к ответственности.