27 июля в центре Москвы проходили массовые протесты с требованием зарегистрировать более десятка оппозиционных и независимых политиков, которых Мосгоризбирком не допустил до выборов в Мосгордуму. Кандидаты собирались провести массовую встречу с избирателями. Но сделать это им не удалось: полиция сначала задержала самих политиков, а потом жестко задерживала всех пришедших на акцию.
По данным "ОВД-инфо" по состоянию на вечер были задержаны более тысячи человек. Эту же цифру вечером подтвердили в МВД, сообщив о задержаниях 1074 человек "за различные правонарушения на несанкционированной акции".
Сначала протестующие собирались на Тверской улице, но оттуда их вытеснили силовики. В районе шести часов вечера люди вышли на Садовое кольцо:
А затем переместились на Трубную площадь. Там избиения были особенно жесткими.
Телеканал "Настоящее Время" вел прямую трансляцию с акции:
Жесткие столкновения также прошли в Столешниковом переулке.
Когда силовикам удалось вытеснить протестующих с Тверской, люди временно переместились в район Арбата и Театрального проезда. Там тоже их задерживали.
При разгоне протестующих полиция применила дубинки, корреспонденты Настоящего Времени показали, как силовики до крови разбили голову муниципальному депутату района Хамовники Александре Парушиной. Позже ее увезли на "скорой".
Есть и другие раненые:
"ОВД-инфо" сообщает также, что одному из задержанных, Константину Коновалову, сильно повредили ногу: его увезли на "скорой в больницу". Денис Малыгин сообщил, что его били дубинкой по голове, а оператору Ильи Варламова Алексею Солоухину разбили нос.
Московская полиция утверждает, что на акцию пришли лишь около 3500 человек, "из которых около 700 журналистов и блогеров", хотя людей было очевидно больше.
Полиция готовилась к акции с раннего утра. По сообщению корреспондентов Настоящего Времени, памятник Юрию Долгорукому около мэрии с утра был огорожен строительными ограждениями, а вся Тверская улица была заставлена автозаками. К 12.30 вход на Тверскую улицу был полностью перекрыт, людей задерживали даже в подземных переходах. Полиция старалась "разбить" группы людей и вытесняла протестующих с Тверской в соседние переулки. Там столкновения с полицией были особенно опасны, потому что собравшихся толкали прямо на припаркованные автомобили и ограждения.
Как подчеркивают корреспонденты Настоящего Времени, на глазах у которых происходили задержания, у людей не было в руках никаких плакатов, их задерживали просто за присутствие на улице. Полицейские в мегафон приказывали людям на Тверской разойтись, а у присутствующих на улице массово проверяли документы, сумки и рюкзаки.
Сначала акция проходила мирно, но когда начались задержания, люди начали скандировать "Пропускай!" и "Допускай!", а также "Россия без Путина!", "Долой власть чекистов!", "Москва без Собянина!" и "Кого вы бьете?!" Несколько СМИ услышали инструкции, переданные полицейским по рации: задерживать всех, кроме журналистов.
В районе четырех часов по Москве полиция ворвалась в студию канала Navalny.Live, который вел трансляцию протестов в Москве, и прервала эфир.
Ведущий эфира Владимир Милов был задержан:
На подъезде к Тверской задержали незарегистрированного кандидата в Мосгордуму Любовь Соболь. Ее отвезли в Хамовнический районный суд, адвоката к ней не пускают.
Также был задержан муниципальный депутат Константин Янкаускас.
Присутствующие на Тверской сообщают, что в центре Москвы 27 июля были перебои со связью:
*****
К выборам не допустили Дмитрия Гудкова, Любовь Соболь, Илью Яшина, Константина Янкаускаса, Ивана Жданова, Юлию Галямину, Елену Русакову и других кандидатов. За несколько часов до акции, в ночь с 26 на 27 июля, Следственный комитет и полиция провели обыски в штабах и на квартирах у наиболее активных незарегистрированных кандидатов. По их итогам был задержан Илья Яшин, которого вывезли из центра Москвы в подмосковный Троицк, а также Иван Жданов, Юлия Галямина и Дмитрий Гудков.
Константину Янкаускасу единственному удалось добраться до Тверской и выступить.
Мосгоризбирком отказал всем перечисленным политикам в регистрации, сославшись на графологическую экспертизу подписей, которая якобы признала многие сданные кандидатами подписи фальшивыми. А также посчитав, что многие данные избирателей были неверно указаны.
Сами кандидаты считают, что экспертиза была некомпетентной и фальсифицированной, а сданные ими подписи называют подлинными.
После отказа в регистрации политики провели несколько акций протеста, а Любовь Соболь объявила голодовку, которую держит уже две недели. Но пока их акции привели только к тому, что на них завели дело по уголовной статье, по которой им грозит до пяти лет тюрьмы.
Следственный комитет заявил, что "участники одного из движений" якобы "угрожали насилием" членам Мосгоризбиркома и окружных избирательных комиссий и оказывали на них давление "с целью воспрепятствования их законной деятельности".
Отдельное административное расследование в отношении 15 политиков ведет Московская прокуратура. Гудкова, Соболь, Яшина и других обвиняют "в призывах принять участие в несогласованном массовом мероприятии 27 июля". Официально власти Москвы отказались согласовывать акцию протеста незарегистрированных политиков. Поэтому сами они неоднократно подчеркивали, что приглашают людей именно на встречу с кандидатами, а не на протесты.
Московские силовики объявили, что будут жестко следить за теми, кто соберется в центре столицы в субботу, и будут пресекать протесты. Задержания у здания мэрии начались еще до двух часов дня, а начиная с раннего утра к Тверской были стянуты автозаки:
Мэр Москвы Сергей Собянин объявил утром 27 июля, что "по данным правоохранительных органов, на акции в центре города готовятся серьезные провокации":
От журналистов, которые освещают акцию, потребовали аккредитоваться и иметь при себе удостоверение и редакционное задание. Обычно такие объявления силовики делают, если полиция готовится к силовому разгону.
Представители мэрии также объявили, что "специальные группы" будут искать на московской акции уклонистов от армии, и еще раз призвали "воздержаться от участия" в ней. В департаменте региональной безопасности заявили, что эти рейды коснутся не только призывников младше 27 лет, но и мужчин в возрасте от 27 до 45 лет: задержанных обещают направить "на военные сборы до двух месяцев для изменения военно-учетной специальности по воинскому учету".
Предостережения с призывом не выходить на акцию также опубликовали прокуратура и полиция Москвы.