Общая сумма открытых контрактов, которые российские бизнесмены заключили с Минобороны РФ с 2014 по 2023 год, составляет не менее 220 миллиардов рублей, утверждают журналисты издания "Проект". По их данным, в снабжении российской армии открыто участвовал как минимум 81 российский олигарх, входящий в рейтинг журнала Forbes "200 богатейших россиян": это Алексей Мордашов ("Северсталь"), Владимир Потанин ("Норникель"), Вагит Алекперов ("Лукойл"), Михаил Фридман (LetterOne), Роман Абрамович (Millhouse), Геннадий Тимченко ("Новатэк"), Алишер Усманов (USM), Юрий Ковальчук ("Банк Россия"), Аркадий Ротенберг ("Мостотрест") и другие.
Например, Виктор Вексельберг является совладельцем компании "Русал Урал" – она поставляет алюминиевый порошок производителю ракет "Аркан", которыми вооружен БМД-4М. Еще один поставщик алюминиевого порошка – завод "Барнаултрансмаш" Олега Дерипаски. Владимир Евтушенков – совладелец предприятия, разработавшего броню и поставляющего заготовки корпусов БМД-4М. Его предприятие также поставляет микросхемы заводу, делающему прицелы, в том числе для БМД-4М. А Игорь Ротенберг, предположительно, связан с заводом "Туламашзавод", который производит для БМД-4М 30-мм автоматическую пушку.
Настоящее Время поговорило с одним из авторов расследования издания "Проект" – журналисткой Екатериной Резниковой. Она рассказала, как российские олигархи реагировали на вопросы журналистов об отношении к войне в Украине.
– Как лично мне показалось, ваше расследование, по сути, обнажает тот факт, который, наверное, не бросался в глаза так сильно: что к производству оружия для российской армии причастны не какие-то закрытые структуры Минобороны, а люди широко известные, у которых абсолютно диверсифицированные бизнесы. Я, в частности, про Дерипаску, Усманова и Вексельберга.
Война идет почти 10 лет, никто из этих людей не может говорить: "А я не знал"
– Это да. Факты, пожалуй, были если не известны, то, по крайней мере, подразумевались. Но многие из олигархов после начала войны, к сожалению, ничего об этом не говорили, и никакая общественная дискуссия на эту тему, к сожалению, в России не состоялась. Поэтому мы решили посмотреть и предоставить общественности железные доказательства того, что эти люди причастны к изготовлению оружия. Не сейчас, поскольку сейчас контракты оборонки в России закрыты, но в прошлом, начиная с 2014 года – вторжение в Украину произошло именно тогда, – эти люди продолжали поставлять оборонке различные материалы для изготовления оружия. Война идет почти 10 лет, и никто из этих людей не может говорить: "А я не знал. Я не знал, к чему готовится эта страна. Я не знал, где используется это оружие". Еще, конечно, надо помнить, что за эти 10 лет была и Сирия.
– Как вы все эти цепочки, связи – кто кому что продает – устанавливали? Вы сказали, что сейчас контракты закрыты, но это не значит, что эти поставки прекратились.
– Да, это совершенно не значит, что эти поставки прекратились, потому что поставки идут, система госзакупок фиксирует закупки, просто сейчас участники анонимные. Мы в основном ориентировались на систему госзакупок. Система государственных закупок открыта для всех, каждый человек может зайти, посмотреть. Самое сложное в этом исследовании было установить цепочки владения всех двухсот человек, это огромный объем данных. Нам пришлось изучить, кто кому когда продавал какие акции, кто входил в какие активы. Но когда это было в общем и целом установлено, то дело оставалось за малым – изучить больше пяти тысяч контрактов, что мы и сделали.
Одной рукой мы бомбим Украину, а другой покупаем у нее сырье для изготовления этих бомб
– То есть это было видно по базе госзакупок прежних лет?
– Да. Это база госзакупок прежних лет. Вы спросили по поводу того, продолжают ли поставлять. У нас есть монополисты, например "Ависма", которая производит титан. Она была значима не только на внутреннем российском, но и на международном рынке, у нее покупали титан для самолетов Boeing, Airbus. Конечно же, наверняка стоит предполагать, что оборонка нуждается в этом титане. Правда, интересно, что до февраля 2023 года "Ависма" большую часть своей продукции делала из титана, из титанового сырья, которое поступало к ней из Украины. То есть получается, что одной рукой мы бомбим Украину, а другой рукой покупаем у нее сырье для изготовления этих самых бомб.
– Вы пытались в ходе подготовки этого материала взять комментарий у кого-то из этих людей, из фигурантов этого топ-200 довоенного российского Forbes? Или, может быть, как-то люди с предприятий комментировали причастность к производству оружия для войны?
– Да, каждому из фигурантов нашего расследования мы отправили запрос, но отреагировали на эти запросы очень немногие – всего семь ответов нам пришло. И к сожалению, в этих ответах зачастую олигархи говорят о том, что они не могут контролировать поставки своих предприятий, поскольку уже отказались от контролирующей доли, вышли из совета директоров. Кто-то говорит, что поставляет продукцию военным заводам, но для производства исключительно мирных вещей.
Только пресс-служба Олега Дерипаски сказала, что эта война бессмысленна
Поскольку оборонка еще с советских времен в стране соединена с производством гражданской продукции, это действительно так, это разделять очень сложно, и это действительно не предполагается в нашей методологии, потому что зачастую невозможно понять, куда идет сырье – на производство танка или на производство какой-то бытовой химии, не знаю, мы не разделяем. Но мы, конечно же, задавали вопросы морального характера, об отношении к войне, и никто из наших респондентов о войне так и не высказался. Только пресс-служба Олега Дерипаски сказала, что эта война бессмысленна.
– Но при этом структуры Дерипаски, давайте уточним, что поставляют?
– Структуры Дерипаски – там много контрактов. Если вы заглянете в нашу базу, это большой перечень контрактов с разными предприятиями. В текст вошли поставки алюминиевого порошка, которые идут изготовителям взрывчатки. Это так называемые заводы снаряжения боеприпасов, которые снаряжают готовые болванки, закупаемые у других предприятий, взрывчаткой. Это бомбы ФАБ-500, которыми бомбят Украину, и другие боеприпасы, используемые артиллерией крупного, мелкого калибра, и т.д.
Большинство из этих людей молчат [о войне], из списка Forbes высказался только каждый десятый
– Насколько я понимаю, мысль вашего расследования, что на самом деле большинство из этих людей, если не являются теми, кто активно поддерживает эту войну, они все молчат.
– Да, большинство из этих людей молчат: из списка Forbes высказался только каждый десятый. И большинство этих заявлений, к сожалению, не критикуют напрямую курс Кремля. То есть это заявления вроде того, что "ужасный конфликт", "гибнут люди", "мы выражаем сочувствие", "это нужно прекратить", "скорее переговоры" и т.п. Но мало кто говорит, практически единицы из списка Forbes, что в этом виноват лично Путин.