- Госдума РФ проголосовала за то, чтобы "немедленно" признать "ДНР" и "ЛНР",
- Минобороны РФ заявило об отводе войск после учений (но не уточнило, идет ли речь о подразделениях вблизи границы с Украиной),
- Владислав Сурков опубликовал статью о том, что России "тесно" в условиях "похабного" Брестского мира.
Стоит ли верить в "отвод" войск?
Утром 15 февраля, за день до названной российскими и иностранными медиа возможной даты вторжения России в Украину, Минобороны РФ выпустило заявление об отводе войск. А именно – о возвращении после "учений" подразделений Южного и Западного военных округов в пункты дислокации в РФ.
Заявление было сделано в характерном для Минобороны стиле: из него непонятно примерно ничего, а слово "Украина" в нем вообще не упоминалось. В нем говорилось об учениях, которые проходили в Беларуси и на территории РФ и в которых эти части принимали участия, однако не уточнялось, будут ли отведены "в места дислокации" именно те части, которые Россия наращивала вблизи границ с Украиной в РФ и Беларуси, а также в аннексированном Крыму. На видео, опубликованном Минобороны, непонятно, какие именно части выводятся и из каких регионов.
Через несколько часов после этого польские журналисты поймали главу МИД РФ Сергея Лаврова после переговоров с главой ОБСЕ Збигневом Рау и задали ему вопрос: "То есть вторжения (в Украину) не будет?" Отвечая на этот вопрос, Лавров несколько раз кивнул головой, а потом также заявил, что "пришла пора частично завершать эти учения, они (войска) возвращаются в места постоянного базирования". Однако, по словам министра, Западу не стоит воспринимать эти передвижения как то, что "Россия испугалась и выполнила все требования, потому что на нее надавили" и "Байден цыкнул".
Путин также во вторник на пресс-конференции с канцлером Германии Олафом Шольцем коротко сказал, что "было принято политическое решение" о частичном отводе войск, но опять же не уточнил, о каких подразделениях идет речь и в каком количестве.
Эксперты высказывали мнения, что заявления Минобороны будут в первую очередь использоваться Кремлем для пропаганды своих "миролюбивых" намерений и в качестве аргумента в переговорах с НАТО по Украине. Отвести войска от границ Украины Путин ранее обещал президенту Франции Эммануэлю Макрону: теперь, ссылаясь на пересказ заявления Минобороны, Кремль может продемонстрировать, что (якобы) пошел Западу навстречу. Но при этом, если верить Пескову и источникам FT, обещания Путина Макрону касались лишь 30 тысяч военных, а Россия сосредоточила вблизи границ с Украиной 120-тысячную группировку.
В моей стране заблокировали Настоящее Время
Что делать?
При этом группа CIT, ОБСЕ или кто-либо из западных разведок пока официально не подтвердили отвод российских войск от границы с Украиной. CIT заявила: "Мы видели это заявление, но пока никаких изменений "на земле" мы не видим. Те оставшиеся колонны, которые были в пути, как двигались в сторону границы (а не от нее), так и двигаются. Более того, поступают новые сообщения об отправлении новых подразделений к границе, что мы дополнительно подтверждаем видеозаписями с поездами и данными из базы РЖД". Пост CIT, сделанный вечером 14 февраля, говорит, что подготовка России к широкомасштабной военной операции "практически завершена":
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба в связи с заявлением Минобороны заметил, что намерен верить не заявлениям российских военных, а лично увиденным фактам. "Из Российской Федерации постоянно звучат разные заявления, поэтому у нас уже есть правило: не "услышим, тогда поверим", а "увидим и тогда поверим". Увидим отвод – поверим в деэскалацию", – сказал Кулеба.
Что означает "признание" сепаратистов Донбасса Госдумой?
Практически одновременно с заявлением об отводе войск российская Госдума приняла постановление об обращении к Путину о признании сепаратистских "ДНР" и "ЛНР". Голосование обернулось казусом: парламентарии рассматривали два проекта, от формально оппозиционной КПРФ и от правящей "Единой России". И был принят именно первый: он предполагает, что сразу после принятия документ незамедлительно направят на подпись Путину и он не пойдет "кружным путем" через обсуждения в МИД РФ и другие ведомствах.
Политолог Екатерина Шульман объясняет, что из пяти лидеров фракций на заседании Госдумы отсутствовали по болезни четверо (включая Владимира Васильева от "ЕР") и именно это могло привести к парадоксальным результатам при голосовании. "Юридической силы не имеет ни тот, ни другой вариант постановления, но коммунистический будет опубликован в Парламентской газете и направлен президенту напрямую, минуя МИД. Можно предположить, что на фоне сегодняшнего армейского миролюбия и отвода войск надо было показать что-то уравновешивающее, чтоб не совсем выглядеть пораженцами", – замечает Шульман.
О том, что этот документ Кремль, вероятно, представит через госСМИ как большую политическую победу, в интервью Настоящему Времени ранее говорили и другие эксперты. Но при этом, отдельно замечают они, никаких изменений в статусе "ДНР" и "ЛНР" документ, принятый Госдумой, не принесет – по крайней мере до официального подписания аналогичного постановления Путиным. Однако в парламенте уверены, что принятый ими документ – первый шаг на пути признания сепаратистских образований в качестве полноценных "государств".
В Украине принятие документа вызвало предсказуемую реакцию. Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил, что признание Россией "ЛДНР" будет означать, что "Россия де-факто и де-юре выйдет из Минских договоренностей со всеми вытекающими последствиями". Верховная Рада Украины в свою очередь приняла постановление, которое призывает международное сообщество не признавать решение Госдумы России и осудить "любые действия России, направленные на ухудшение ситуации безопасности в Украине и мире". Депутаты предлагают ввести новые санкции в отношении РФ и рассмотреть вопрос о том, может ли Россия быть постоянным членом Совета Безопасности ООН.
Контактная геополитика и "похабный" Брестский мир
Бывший помощник президента РФ Владислав Сурков, который считается одним из "архитекторов" "ДНР" и "ЛНР" и одним из главных идеологов путинской администрации, 15 февраля опубликовал статью "Туманное будущее похабного мира".
Статья показывает, что хотя Сурков формально давно не находится на госслужбе, он продолжает формулировать мысли, которые Кремль потом превращает в геополитику. Основной его тезис – что современная Россия "не может находиться" в границах, установленных в 1918 году, которые, по сути, являются современными границами страны, без территорий, которые за последний век отошли современным Украине, Беларуси, Латвии, Литве и Эстонии, а также Финляндии, Грузии (Батуми) и даже Турции (Карс, город на границе с Арменией).
"Тесно и скучно, и неловко... и немыслимо оставаться России в границах похабного (Брестского) мира. Мы за мир. Разумеется. Но не за похабный. За правильный", – написал Сурков. Отдельно стоит напомнить, что именно после Брестского мира РСФСР пришлось признать Украинскую народную республику независимым государством.
Сурков определяет потерю территорий как то, что "Россия была вновь оттеснена обратно в границы допетровских, можно даже сказать, доромановских времен". И воспринимает это в первую очередь как потерю ее статуса среди развитых мировых держав.
"И что дальше? Точно – не тишина. Впереди много геополитики. Практической и прикладной. И даже, возможно, контактной", – заявляет Сурков в своем тексте, который появился на фоне череды переговоров Путина с лидерами западных стран и НАТО.
То, что Путин продолжает считать "потерянные" Российской империей и СССР регионы зонами интересов Кремля, давно не секрет. Президент РФ написал несколько статей на эту тему: в одной он заявлял, что "современная Украина – целиком и полностью детище советской эпохи", а страна "в значительной степени создавалась за счет исторической России", а во второй называл "законной" аннексию балтийских стран Советским Союзом. Вопрос лишь в том, в какую "контактную геополитику" в ближайшее время превратятся новые тезисы Суркова.