В Мексике пропавшими без вести числятся 114 тысяч человек – это похищенные наркокартелями и силовиками люди, которых ищут годами и часто находят лишь обгоревшие фрагменты тел. Через Мексику идет поток наркотиков, мигранты пытаются легально и нелегально пересечь границу с США, а девять миллионов человек из 127-миллионного населения страны живут за чертой бедности. В среднем каждый день жертвами убийц становятся от девяти до десяти девочек и женщин. Впервые за историю Мексики ее президентом выбрали женщину – страну возглавила ученая-физик, специалистка по изучению климата и политик с 20-летним стажем Клаудия Шейнбаум. Рассказываем, какие проблемы ей предстоит решать и как она собирается это делать.
Первого октября президентом Мексики впервые за двести с лишним лет независимой истории страны стала женщина – 62-летняя Клаудия Шейнбаум, известная ученая, политик и бывшая глава правительства Мехико. На выборах она набрала почти 60% голосов, оставив далеко позади своих соперников. Шейнбаум была кандидатом правящей левой партии Morena ("Движение национального возрождения"). Она – наследница своего политического наставника и предыдущего президента Мексики (он руководил страной в 2018–2024 годах) Андреса Лопеса Обрадора. По результатам проведенных в конце сентября 2024 года социологических исследований, почти 80% опрошенных положительно оценили его шестилетнее правление. 70-летний Лопес Обрадор заявил, что покидает политику и уходит на покой. А Шейнбаум пообещала хранить и продолжать его наследие.
Новая президент давно и хорошо известна мексиканцам: она в политике больше двух десятков лет. В предвыборном документальном фильме "Клаудия" Шейнбаум называет себя "дочерью революции 1968 года", выросшей на фоне разговоров о науке и политике. Ее отец, химик Карлос Шейнбаум, и мать, биолог Анни Пардо, были левыми активистами и участниками студенческих протестов в Мехико, которые закончились жестоким разгоном и расстрелом демонстрантов 2 октября 1968 года.
Во время предвыборной президентской кампании Клаудии Шейнбаум пришлось пережить нападки политических оппонентов из-за своего происхождения. Бабушки и дедушки политка с обеих сторон были евреями, эмигрировавшими в Мексику из Европы (из Литвы и Болгарии) в первой половине XX века. Травлю возглавил бывший президент страны и правый популист Висенте Фокс (он был у власти в 2000–2006 годах), называвший Шейнбаум "иудейкой и иностранкой разом" и утверждавший, что она якобы родилась за границей. "Заканчивайте свои спекуляции. Снова публикую мое свидетельство о рождении. Я 100%-ная мексиканка с родителями мексиканцами", – написала Клаудия Шейнбаум в сети Х, приложив цифровую копию документа, где сказано, что она родилась 24 июня 1962 года в городе Мехико, а в графе "гражданство" у ее матери и отца указана Мексика. Также в стране, где 77,7% населения называют себя католиками, политические соперники не раз пытались атаковать Шейнбаум с позиции религии. "Конечно, я знаю, откуда происхожу, но дело в том, что родители мои были атеистами", – заявила Шейнбаум в 2020 году в интервью The New York Times.
До того как прийти в политику, Клаудия Шейнбаум сделала карьеру в науке. Она окончила факультет точных наук Национального автономного университета Мексики по специальности "физика", позже была магистратура по "инженерии систем возобновляемой энергии" и защита докторской диссертации. Четыре года Шейнбаум прожила в США, где занималась научной работой в Национальной лаборатории им. Лоуренса в Беркли (Калифорния). Она специализировалась на проблемах выброса углекислого газа при производстве железа и стали, возобновляемой энергии и на изменении климата. Позже Клаудия Шейнбаум входила в Межправительственную группу экспертов по изменению климата (МГЭИК) при ООН, которая в 2007 году получила Нобелевскую премию мира.
В фильме "Клаудия" Шейнбаум снялась вместе с дочерью Мариной и пасынком Родриго, которого она воспитала как родного сына. Политик откровенно и с юмором рассказала, как носилась по Мехико между детским садом, школой, работой и домом своей матери, сочетая воспитание детей с написанием научных статей. Со своим первым мужем, социологом и политиком Карлосом Имасом Гиспертом, Шейнбаум развелась после 29 лет брака. В ноябре 2023 года она вышла замуж за свою университетскую любовь – физика Хесуса Марию Таррибу. Именно он и стал "первым джентльменом" Мексики, как называет Таррибу пресса (по аналогии с "первой леди" – неофициальным титулом супруг президентов-мужчин).
Политическая жизнь Шейнбаум началась в 2000 году. Возглавлявший в тот момент правительство Мехико Андрес Лопес Обрадор пригласил ее стать столичным министром окружающей среды. С тех пор Шейнбаум превратилась в одну из основных его сподвижниц и в соосновательницу партии Morena, которая в настоящий момент правит страной. Ей принадлежит большинство в обеих палатах парламента. Представители Morena возглавляют 23 из 31 штата Мексики и правительство Мехико.
"Во имя общего блага и прежде всего бедных" – так звучит один из основных слоганов правления Лопеса Обрадора, который унаследовала Шейнбаум. По официальным данным, с 2018 по 2022 год бедность в стране сократилась с 41,9% до 36,3%, то есть количество бедных уменьшилось на пять миллионов человек. При этом число мексиканцев, живущих в условиях крайней бедности, даже слегка выросло, достигнув 9,1 миллиона человек, то есть 7,1% населения. Минимальная зарплата в Мексике составляет $14,51 в день и $19,09 в муниципалитетах, расположенных около границы с США. Инфляция по итогам 2023 года достигла 5,53%.
Клаудия Шейнбаум во время предвыборной кампании среди прочего пообещала рост минимальной зарплаты, расширение социальных программ, увеличение финансирования образования, медицины и науки. Но пока не смогла предложить ничего радикально нового в борьбе с самым большим национальным злом – организованной преступностью.
С начала 2000-х разные мексиканские правительства ведут кровавую, но безуспешную борьбу с наркокартелями. Несмотря на многократные обещания президента Лопеса Обрадора "умиротворить" страну, количество насильственных убийств и без вести пропавших жертв нарковойны продолжает бить исторические рекорды. К этому прибавляется затяжной миграционный кризис на границе и фентаниловая эпидемия в США. Мексика остается одной из самых опасных стран для политиков (более 30 убитых только в рамках последней выборной кампании), журналистов и правозащитников. По данным последнего доклада Human Rights Watch, с января по сентябрь 2023 года восемь журналистов были убиты из-за своей профессиональной деятельности. В 2022 году умерли насильственной смертью 22 правозащитника.
Наркокартели воюют между собой, а также с полицией и военными. В результате этого вооруженного противостояния с 2006 года в стране постоянно растет количество силовиков, что, однако, не улучшает ситуацию с безопасностью. Сразу после своего прихода во власть в 2018 году Лопес Обрадор провел реформу, благодаря которой появилось новое силовое ведомство – Национальная гвардия Мексики с почти 39 тысячами сотрудников. Власти обещали, что гражданское общество сможет контролировать новую силовую структуру, однако никакого механизма для этого так и не появилось. "В Мексике права человека нарушаются каждый день", – подвела итог правления Лопеса Обрадора глава мексиканского отделения Amnesty International Эдит Оливарес Феррето. При этом мексиканцы страдают от насилия как со стороны преступников, так и со стороны силовиков, власть и безнаказанность которых из года в год только растут. По официальным данным, в 2023 году в Мексике было совершено более 31 тысячи убийств. На каждые 100 тысяч человек приходится 24 убийства. Для сравнения, в США этот показатель почти в четыре раза ниже. При этом в Мексике, по данным местных правозащитников, до 96% убийств остаются безнаказанными.
Также страна, которой предстоит руководить Клаудии Шейнбаум, продолжает находиться в списке самых небезопасных для женщин и девочек. "Мексика – страна, в которой феминициды остаются серьезной социальной проблемой. Каждый день в Мексике убивают от 9 до 10 женщин", – сказано в одном из последних докладов ООН на эту тему. По официальной статистике, в 2023 году в Мексике насильственной смертью умерли 3439 женщин, 848 убийств были квалифицированы как феминициды. Несмотря на то, что местная пресса много про это пишет, по данным правозащитников, только в 11,5% случаев дела расследуют, а убийц находят и наказывают.
"Исчезновение людей в Мексике носит массовый и систематический характер", – сказано на сайте проекта Red Lupa, который собирает и анализирует статистику по без вести пропавшим в стране. В настоящий момент в списке числятся более 114 тысяч человек. Статистику начали вести еще в середине XX века. Первыми пропавшими были похищенные и убитые силовиками студенческие и профсоюзные лидеры. Однако 88% от общего списка – пропавшие с 2000 года. Их средний возраст – от 25 до 29 лет. Чаще всего похищения происходят в штатах Халиско, Мехико, Веракрус и приграничных с США Нуэво-Леон и Тамаулипас. Люди пропадают поодиночке и группами. Во многих случаях это происходит после того, как их останавливает полиция или военные патрули. Родственники годами безуспешно ищут своих родных и близких, не получая от властей никакой помощи, и 96,5% похищений остаются безнаказанными. Только с декабря 2018-го по январь 2023 года представители властей и активисты обнаружили 2710 братских захоронений по всей стране. Опознать останки часто бывает очень сложно: перед захоронением убийцы нередко сжигают тела, облив бензином, или же обрабатывают останки разными химическими составами.
В наследство от Лопеса Обрадора Клаудиа Шейнбаум получила и один из самых широко освещавшихся в медиа случаев массового исчезновения людей последних лет – он до сих пор не расследован. Трагедия произошла в ночь на 27 сентября 2014 года в городе Игуала, в 190 километрах от Мехико. Там силовики остановили несколько угнанных студентами рейсовых автобусов, на которых они собирались ехать в мексиканскую столицу на траурные мероприятия в память о расстрелянных демонстрантах в 1968 году. По непонятным причинам банальное задержание переросло в спецоперацию, в которой приняли участие военные и полицейские и в результате которой девять человек были убиты. Среди них – пятеро студентов, пассажирка проезжавшего мимо такси и два футболиста, возвращавшихся с матча. Семнадцать человек, в том числе журналисты, получили ранения. А 43 студента просто исчезли.
До настоящего момента удалось обнаружить только небольшие фрагменты костей троих пропавших студентов. Независимые расследователи пришли к выводу, что силовики передали задержанных местной криминальной группировке Guerreros Unidos. Жертв разделили на несколько групп, убили, а их останки сожгли, измельчили и залили кислотой, а все, что осталось, спрятали в разных местах, в том числе в заброшенных шахтах и колодцах. По делу были задержаны 142 человека, среди них около шести десятков полицейских и 17 военных. Позже многие из них заявляли, что давали показания под пытками. Что именно произошло той ночью и почему силовики помогли преступникам задержать и убить студентов, остается неизвестным. Преступление произошло еще при предшественнике Обрадора – Энрике Пенье Ньето. Придя к власти, Обрадор обещал провести независимое расследование и добиться правосудия, но этого так и не произошло. 26 сентября 2024 года в Мехико состоялся протестный марш памяти пропавших без вести студентов. Родственники, друзья и неравнодушные заявили, что разочарованы властями и продолжат требовать справедливости.
Отвечая на вопросы об отношениях с США, Клаудия Шейнбаум заявила, что готова сотрудничать с любым правительством северного соседа, кто бы ни выиграл президентские выборы – демократка Камала Харрис или республиканец Дональд Трамп. Миграционный кризис на границе остается огромной проблемой для обеих стран. По данным миграционной службы Мексики, только с января по июль 2024 года в стране нелегально находились более 828 тысяч иностранцев, которые искали возможность, как законную, так и нет, попасть в США. Больше всего среди нелегалов венесуэльцев (29,1%), эквадорцев, гондурасцев и гватемальцев. Часто без средств к существованию они прибывают в Мексику по земле – как на машинах, так и пешком. США периодически закрывают границу для соискателей статуса беженцев, и сотни тысяч иностранцев остаются на милость властей Мексики, страдая при этом как от преступников, так и от притеснений со стороны полиции и военных.
Еще один болезненный для властей обеих стран вопрос – фентаниловая эпидемия в США. От передозировки этого синтетического опиоида, по данным американского Управления по борьбе с наркотиками, только за первую половину 2023 года в США умерли почти 38 тысяч человек. Расследователи, специализирующиеся на феномене организованной преступности, в том числе Insight Crime, установили всю цепочку производства и поставок наркотика в Соединенные Штаты. Базовые вещества для синтеза опиоида мексиканские наркокартели закупают в Китае и Индии. Наркотик подпольно производится на территории Мексики, откуда и попадает в США. Его главные поставщики – мексиканские картель Синалоа и картель "Новое поколение Халиско".
Что касается отношений с другими государствами и позиции правительства Шейнбаум по международным конфликтам, то президент Мексики решила полностью следовать линии своего предшественника, то есть придерживаться политики невмешательства в дела других стран. В отношении войны России против Украины, как и многие страны Латинской Америки, Мексика высказывает озабоченность и выступает за мирные переговоры, но не более того. Мексиканская делегация участвовала в июньском саммите мира в Швейцарии. Формальное приглашение на инаугурацию Клаудии Шейнбаум получили как в Москве, так и в Киеве. Мексика ратифицировала Римский статут, поэтому Украина призвала власти страны арестовать Владимира Путина по ордеру Международного уголовного суда в случае, если он приедет. В итоге Путин в Мехико не полетел. Не воспользовался приглашением и Владимир Зеленский.