Первое мая 1960 года. Вблизи Свердловска падает американский самолет-разведчик, подбитый советской ракетой. Пилот выживает и признается в работе на разведку США. С этого момента начнется один из знаковых шпионских эпизодов холодной войны. Настоящее Время рассказывает эту историю.
Тридцатилетний сотрудник ЦРУ и ветеран войны в Корее Фрэнсис Пауэрс вылетает с американской авиабазы в пакистанском Пешаваре. Он – один из членов американской разведывательной программы, которая занимается сбором информации об активности советских военных с использованием новейших самолетов Lockheed U-2. Первого мая, как обычно, Пауэрс должен был пролететь над территорией СССР и сфотографировать военные объекты с высоты в примерно 21 км. Его путь пролегал через советско-афганскую границу, Аральское море, Челябинск, Киров, Плесецк, Мурманск, а сесть самолет должен был в Норвегии. К этому времени летчик совершил почти три десятка полетов.
Его миссия прервалась спустя примерно четыре часа. Несмотря на то, что самолет находился на большой высоте, его заметила советская система ПВО и выпустила ракеты. Вскоре подбитый самолет потерял связь с базой и штопором вошел в землю.
"Я посмотрел вверх и увидел вокруг оранжевое зарево. Я сначала не мог понять, было ли это просто отражение в фонаре или же все небо было таким. И я помню, что сказал самому себе: "Боже, мне конец", – рассказывал позже Пауэрс.
Вначале американская разведка никак не комментировала инцидент. Но спустя несколько дней после крушения американское аэрокосмическое агентство NASA выпустило пресс-релиз, в котором утверждалось, что их самолет, который якобы летел из Турции, из-за технических неполадок сначала сбился с курса, а потом разбился. В СМИ даже опубликовали фотографию, на которой был изображен разбившийся самолет, перекрашенный в цвета NASA и с пририсованным серийным номером. Слова агентства повторял и американский президент Дуайт Эйзенхауэр.
Но через неделю после крушения самолета и заявления NASA советские власти рассказали, что Пауэрс не только не погиб, но еще и не уничтожил ни пленки с фотографиями секретных военных объектов, ни сам самолет, как полагалось по протоколу ЦРУ. Самого Пауэрса много показывали по советскому телевидению: кадры с допросов, обнаруженные у него вещи, карты с отмеченными военными объектами и фрагменты U-2. После этого США были вынуждены признать, что он – сотрудник разведки.
К моменту поимки Пауэрса американская разведка уже несколько лет регулярно летала над территорией Советского Союза и вела съемку критически важных, по ее мнению, военных объектов.
В 1950-х годах с обеих сторон холодной войны росла паранойя по отношению друг к другу. В США к середине десятилетия крайне антикоммунистические настроения власти вылились в полномасштабные политические репрессии по отношению к тем, кто критиковал американское руководство или одобрительно отзывался о социалистических идеях. Культурных и политических деятелей судили на открытых телевизионных слушаниях и отстраняли от профессиональной деятельности за "коммунистическую" активность.
Усилению паранойи поспособствовал шпионский скандал. В 1957 году в США раскрыли одного из главных советских шпионов – Рудольфа Абеля. Его выдал американским властям бывший напарник. Абель несколько лет собирал через агентурную сеть информацию об американской ядерной промышленности. Его признали виновным в шпионаже и приговорили к 32 годам заключения.
В то же время военные и разведчики США разрабатывали новые способы слежки за другой стороной. Из-за улучшения советских систем ПВО и перехватчиков американские самолеты больше не могли незамеченными приближаться к границам СССР. Тогда было предложено разработать самолеты, которые бы летали на высоте, где их не смогут отследить современные системы радаров, – то есть выше 19 км. Так началась активная разработка самолетов U-2. Уже к 1955 году американцы провели первые удачные тесты, а к 1956-му запустили программу полетов над советским блоком.
Для этих операций, согласно рассекреченным документам ЦРУ, было придумано прикрытие на случай, если с самолетом что-то случится или его заметят. По официальной версии, самолет используется для мониторинга погоды на большой высоте. Эту легенду и должна была подтвердить "появившаяся" на фотографиях самолета в американской прессе символика NASA. Но обнаруженные у Пауэрса документы поставили руководство Соединенных Штатов в неловкое положение.
В середине мая 1960-го состоялся саммит лидеров СССР, США, Великобритании и Франции в Париже. Встреча должна была поспособствовать снижению напряженности между Западным и Восточным блоками. Но из-за инцидента с Пауэрсом повестка мероприятия была сорвана.
Хрущев потребовал от Эйзенхауэра принести публичные извинения и прекратить разведывательные полеты над СССР. В противном случае он обещал отозвать свое приглашение президенту для посещения Советского Союза. Президент США лишь выразил сожаление, что странам не удалось добиться смягчения напряжения. В Союзе Эйзенхауэр так и не побывал.
В ожидании суда Фрэнсис Пауэрс сидел во внутренней тюрьме КГБ на Лубянке. Как позже вспоминал летчик, его не избивали, но к нему регулярно применяли психологические пытки. По словам Пауэрса, его допрашивали почти 30 дней, прерывали его сон, а во время допросов направляли яркий луч света в глаза.
Суд над Пауэрсом начался спустя несколько месяцев после поимки – в августе 1960 года. Советские власти приняли решение сделать процесс открытым и разрешили матери и жене Пауэрса прилететь в Москву. Все заседания символично проходили в Колонном зале Дома Союзов, где в 1930-е годы шли процессы над политическими противниками Сталина. Сторону обвинения на суде представлял лично генеральный прокурор СССР Роман Руденко.
"Настоящий судебный процесс над американским летчиком-шпионом Пауэрсом разоблачает преступления, совершенные не только лично подсудимым Пауэрсом, но и до конца вскрывает преступные агрессивные действия правящих кругов США – истинных вдохновителей и организаторов чудовищных преступлений, направленных против мира и безопасности народов", – говорил Руденко на процессе.
Пауэрса признали виновным в шпионаже и приговорили к 10 годам тюрьмы. Согласно приговору, первые три года он должен был провести во Владимире, в тюрьме для особо опасных преступников – бывшем Владимирском централе. Но до конца свой срок Пауэрс не отбыл. В феврале 1962 года после долгих месяцев переговоров состоялся обмен Пауэрса на осужденного в США советского шпиона Рудольфа Абеля.
Но в США самого Пауэрса публика встретила с неприязнью – тогда в прессе циркулировали сообщения о том, что он якобы дезертировал, самолет на самом деле не был сбит, а Пауэрс добровольно посадил его по предварительному сговору с СССР. По возвращении летчика допрашивали американские спецслужбы и завели на него дело. Но уже в марте 1962-го сняли все обвинения и представили к государственным наградам.
Фрэнсис Пауэрс погиб летом 1977 года в возрасте 48 лет во время тушения масштабных лесных пожаров в Калифорнии. Тогда у его вертолета закончилось горючее, и он разбился в нескольких километрах от ближайшего аэродрома.