Ситуация вокруг Белгородской области остается не совсем ясной. Минобороны России настаивает на ликвидации диверсантов и захвате техники. Представители легиона "Свобода России" и "Русского добровольческого корпуса" это отрицают. Российские военные заявили, что диверсанты использовали американскую военную технику, а в качестве подтверждения опубликовали кадры подбитых автомобилей.
Свою экспертную оценку фотографиям дали аналитики проекта ORYX, который ведет подсчет уничтоженной военной техники по открытым источникам. Они считают их подлинными. Вернувшиеся на территорию Украины диверсанты, в свою очередь, дали пресс-конференцию, на которой показали угнанный российский БТР.
Новые детали событий в Белгородской области Настоящему Времени прокомментировал военный эксперт Юрий Федоров.
– Как вам кажется, какой вывод российское военное руководство сделает и сделает ли, исходя из событий в Белгородской области?
Чудовищная пощечина российским правоохранительным органам и армии
– То, что произошло в Белгородской области, а до этого в Брянской области в начале марта, – это чудовищная пощечина российским правоохранительным органам, российской армии. Первое, о чем должны заботиться власти страны и приграничных областей в России, чтобы такого рода проникновения не происходили. Легион "Свобода России" и РДК существуют, они известны. Неизвестна численность этих организаций, но это другой вопрос. Думаю, что численность достаточно серьезная, несколько сот человек как минимум. Я об этом упоминаю, потому что мы должны как-то оценить возможность дальнейших атак, насколько я понимаю, или чего-то похожего.
– Как вам кажется, а дальнейшие будут тоже в Белгородской или, например, в Брянской, Курской?
Их будут планировать и осуществлять там, где их меньше ожидают
– Они могут быть в любой приграничной области. Их будут планировать и осуществлять там, где их меньше ожидают. Далеко не факт, что российские правоохранительные органы и армия могут учиться на собственных ошибках. Я думаю, что это будет скорее не Белгородская, а какая-то другая область. А в конце концов какая разница? Ведь важно другое: посмотрите, что могло быть.
Во-первых, через границу прошло солидное по численности вооруженное формирование, хорошо подготовленное, имеющее какую-никакую технику. В 20 километрах от госграницы находятся, сейчас, наверное, уже эвакуированы, а находился склад с ядерным оружием, одна из централизованных баз хранения ядерного оружия. Первое, что мне пришло в голову, когда я услышал об этом рейде: а что, если они дойдут до Антоновки и там возьмут штурмом эту централизованную базу хранения и несколько ядерных боеприпасов увезут с собой? Допустим, в Украину. Это же совершенно меняет всю картину российско-украинской войны.
– А что бы изменилось? Они бы могли использовать это против России в дальнейшем?
Перед Путиным встает вопрос, как объяснять такой прокол Кремля, как это объяснять народу и номенклатуре?
– По крайней мере, тут перед российским командованием и перед политическим руководством сразу встала бы проблема: стоит ли еще угрожать Украине или кому-то еще применением ядерного оружия? Ведь можно же получить в ответ то же самое. Вся стратегическая структура войны кардинально поменяется. Вот это размахивание ядерными дубинками окажется совершенно уже неприемлемым.
А теперь давайте представим себе другой гипотетический вариант. Сейчас в Киеве говорят, что "мы к этому не имеем отношения". Давайте будем уважать позицию киевского руководства. А если предположить, что, скажем, проходит не сто человек, а проходит порядка тысячи – две батальонных тактических группы. Сто человек достаточно легко без особых проблем прошли километров десять, дошли до райцентра Грайворон. А два батальона могут дойти, скажем, до Белгорода. И это уже совершенно другая ситуация: областной центр в России захвачен повстанцами. Давайте называть их повстанцами "Русского добровольческого корпуса".
Тут перед Путиным встает очень серьезный вопрос, как объяснять такой прокол центральных властей, прокол Кремля, как это объяснять народу и номенклатуре? Говорят, 26 мая должно состояться очередное совещание постоянных членов российского Совбеза, на котором будет обсуждаться вся эта история. Не знаю, какие выводы будут сделаны. В советское время за это можно было министру обороны лишиться всех звезд, а людей, непосредственно отвечающих за безопасность Белгородской области, скорее всего, отправили бы под трибунал. Но то было ужасное тоталитарное время, а сейчас времена другие, как говорят в Москве. Значит, может быть, все для них обойдется. Но раз обойдется, значит, можно ожидать повторения чего-то похожего в какой-то другой области.