Ссылки

Новость часа

"Потери будут огромными для ЦАХАЛ". Почему Израиль снова откладывает наземную операцию в Газе и как это связано с США и ЕС


Министр обороны Израиля Йоав Галант на оперативном брифинге заявил, что военная кампания в Газе "может занять месяц, два, три, но в конечном итоге ХАМАС больше не будет". По его словам, следующая стадия, то есть наземная операция Израиля в секторе Газа, "начнется скоро". Официальный представитель ЦАХАЛ Давид Хагари сообщил, что сейчас израильские войска проводят рейды через границу с сектором Газа в рамках подготовки к будущей наземной операции.

Американский телеканал CNN со ссылкой на два источника передает, что власти США оказывали давление на израильских военных, чтобы те отложили наземное вторжение в сектор Газы. Это дало бы возможность выиграть время для освобождения большего количества заложников ХАМАС и оказать гуманитарную помощь Газе. Высокопоставленный израильский чиновник опроверг эту информацию, сообщив, что Израиль ведет тесный диалог с США, но американские власти не вмешиваются в ситуацию относительно наземной операции.

Юрий Федоров, российский военно-политический эксперт, в эфире Настоящего Времени объяснил, почему Израиль не начинает наземную операцию в секторе Газа. По его словам, на то есть две причины.

Почему Израиль снова откладывает наземную операцию и как это связано с позицией США и ЕС – объясняет Юрий Федоров
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:09:42 0:00

– Первая причина заключается в том, что эта операция, как говорят все военные аналитики, будет иметь уникальный характер. Это штурм густонаселенного города, причем города восточного типа с узкими улицами, с очень высокой плотностью населения, которое недостаточно дисциплинированно. Далеко не все жители города Газа его покинули. Очень трудно сказать, сколько именно ушло, сколько там осталось и так далее.

Кроме того, есть известная проблема – подземный город: "метро Газы", как его называют. Как уничтожить этот город, ликвидировать – это большой вопрос. Есть технические средства, которые, по-видимому, могут быть более-менее эффективными. Но это пока теория. На практике это все будет проверяться с целью подготовить операцию так, чтобы она принесла минимально возможные потери. Потери будут, конечно, огромными для ЦАХАЛ. Соответственно, [чтобы был] минимальный сопутствующий ущерб, то есть потери гражданского населения, нужно очень тщательно ее планировать.

Израиль готовится к наземной операции в Газе: как это происходит
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:22 0:00

Кроме того, для того чтобы более-менее эффективно бороться с подземным городом и с теми боевиками ХАМАС, которые там укрываются, нужно иметь хорошую карту – чем точнее, тем лучше. А вот в каком состоянии находятся знания военной разведки Израиля относительно того, где конкретно проходят эти туннели, где выходы и так далее, – это большой вопрос. Время играет и против Израиля, и в пользу Израиля, потому что чем больше времени, тем лучше можно составить более точную карту.

Есть политические причины. Сегодня утром появились сообщения на госрадио Израиля KAN BET о том, что западные союзники, прежде всего Соединенные Штаты, оказывают давление на Израиль, чтобы операция была отложена, с тем чтобы с помощью Катара попытаться спасти или каким-то образом освободить значительное количество заложников, которые находятся, судя по всему, в этом самом подземном городе.

– Вы сказали, что время в том числе играет против Израиля. Почему?

– По двум причинам. Во-первых, армия отмобилизована. Армия – это люди, которые готовы к бою. Но в бой их не бросают. Соответственно, личный состав, в том числе и профессиональные солдаты и военнослужащие, которые до войны находились в рядах ЦАХАЛ, и мобилизованные, резервисты, получают команду: "Сегодня пойдем. Нет, сегодня не пойдем, пойдем завтра. Вообще мы точно не знаем, когда пойдем: правительство еще не приняло решение. Нет, правительство приняло решение". Такая ситуация психологически людей, конечно, сильно изматывает. Для любого человека, который находится в такой ситуации, ничего хорошего в этом нет. Психологически это достаточно большая нагрузка. Это, естественно, не в пользу Израиля.

Есть еще вот какая вещь: западное общественное мнение как-то колеблется, и очень значительная часть людей в Европе готовы симпатизировать именно палестинцам. В начале войны, когда пошла эта шоковая информация о тех чудовищных злодеяниях, которые устроили боевики ХАМАС, симпатии были в большей мере на стороне Израиля, что совершенно очевидно и естественно. Но когда средства массовой информации постоянно накачивают массовое сознание: "Ах, какой ужас, как плохо обстоят дела у палестинцев. Нельзя рисковать жизнями десятков тысяч палестинского населения", – соответственно, общественное мнение может сдвигаться и в пропалестинскую сторону.

Причем в Европе симпатия к палестинцам – это далеко не новая ситуация. Значительная часть левого менталитета, левых настроений исторически всегда были пропалестинские и антиизраильские. Есть достаточно глубоко укорененные антисемитские настроения, которые трансформировались в антиизраильские и пропалестинские. Общественное мнение в Европе – это далеко не простая, очень пестрая и неоднозначная идеологическая и психологическая субстанция.

Усиливается симпатия к палестинцам – соответственно, снижается симпатия к Израилю. Это, конечно, вызывает негативное отношение.

– Возможно, поэтому США призывают Израиль не оккупировать сектор Газа. Как вы видите развитие этой ситуации после военной операции Израиля? Каковы шансы, что после того как эта операция будет проведена и израильские военные покинут сектор, там опять не появятся боевики ХАМАС?

– Да никаких гарантий того, что там не появятся боевики – хамасовские или какие-то иные, может быть, еще более радикальные, – нет. Вопрос в том, как организовать управление этим сектором, кто будет отвечать за административное руководство, за повседневную жизнь населения, и кто будет отвечать за безопасность. Этот вопрос открыт. Израильтяне, как я понимаю, в значительной мере говорят примерно следующее: "Мы должны уничтожить ХАМАС, потом мы построим большой забор и сделаем так, чтобы никакая угроза больше из этого сектора не проникала на нашу территорию. А вот что там будет – пусть этим занимается ООН, пусть этим занимаются какие-то великие державы, пусть там будет международная администрация, администрация ООН – какая угодно". Может быть, имеет смысл передать этот сектор под контроль палестинской национальной администрации. Для Израиля это непринципиальная вещь, пока это не приоритет.

Приоритет – это уничтожение военной инфраструктуры ХАМАС. Некоторые военные аналитики в Израиле открыто говорят: "Мы должны ликвидировать всех, кто с оружием в руках будет нам сопротивляться". Что с военной точки зрения абсолютно логично. Если армия вступает, то она должна уничтожать тех, кто не капитулирует. Это жестокая логика, но это логика войны. Тут ничего не сделаешь. Но, повторяю, будущее этого сектора находится под большим вопросом.

XS
SM
MD
LG