Землетрясение в Турции и Сирии, произошедшее 6 февраля, унесло жизни уже более чем 41 тысячи человек. По последним данным властей Турции, известно о смерти 35418 человек. В Сирии, по подсчетам ООН и местных властей, погибли не менее 5800 человек. Рассказываем, что известно на десятый день после катастрофы.
ООН: "Число погибших удвоится"
Как указывает Deutsche Welle со ссылкой на подсчеты ООН, всего в результате двух подземных толчков магнитудой 7,8 и 7,6 и двух тысяч последовавших за ними афтершоков пострадали более 13 миллионов человек – эти цифры включают в себя и погибших, и раненых, и лишившихся крыши над головой. В ЮНИСЕФ сообщили, что от землетрясения в Турции пострадало 4,6 миллиона детей, в Сирии — 2,5 миллиона детей. В зоне бедствия в настоящее время работают более 238 тысяч спасателей.
Координатор по чрезвычайной помощи ООН Мартин Гриффитс на прошлой неделе посетил южный турецкий город Кахраманмараш (эпицентр первого подземного толчка). Гриффитс связывает невозможность оценить окончательное число жертв с тем, что под обломками разрушенных зданий находятся тела погибших. В интервью Sky News он заявил: "Сложно точно оценить число погибших, поскольку нам нужно попасть под завалы, но я уверен, что оно удвоится или даже больше".
Спасенные чудом
"Шансы на выживание под обломками резко падают через пять дней и близки к нулю через девять дней, хотя есть и исключения", – утверждает Эдуардо Рейносо, профессор мексиканского университета, который изучал случаи смерти в разрушенных при землетрясении зданиях. Одной из таких исключительных историй стал случай спасения двух сестер-подростков из-под завалов в городе Кахраманмараш через 101 час после землетрясения. Как сообщает CNN, 15-летнюю Айфер вытащили из-под обломков на 99-й час после землетрясения: спасатели успокаивали ее, включили музыку и пообещали мороженое. Ее сестра, 13-летняя Фатима, была спасена два часа спустя в результате 10-часовой операции – после того, как сейсмические датчики обнаружили признаки жизни под обломками.
Семилетнего Мустафу спасли в провинции Хатай на юго-востоке Турции. Он находился под обломками в течение 163 часов, сообщает The Times of Israel. В том же городе спасли 44-летнего мужчину – через 138 часов после обвала здания. Член британской поисковой команды опубликовал в твиттере видеозапись того, как спасатель ползет по туннелю, проложенному под обломками, чтобы достать человека, который провел там пять дней. Плачущие спасатели назвали это чудом, а один из них рассказал, что они не ожидали найти кого-либо живым, но когда копали, то увидели глаза мужчины, и он назвал свое имя.
Телеканал TRT Haber сообщил, как все в том же Хатае из-под завалов достали 13-летнего Каана – подросток провел под обломками 182 часа после землетрясения, это один из последних случаев спасения.
В Сирии Ибрагим Закария почти пять дней находился в ловушке под обломками своего дома после мощного землетрясения в городе Джабла. 23-летний сотрудник магазина мобильных телефонов почти потерял надежду на спасение: "Я сказал спасателям, что мертв и не смогу жить снова", – рассказал Закария Associated Press. Он давал интервью с больничной койки в клинике города Латакия, где также проходит лечение его 60-летняя мать.
Сирия: попытки подоспеть на помощь
Главной новостью последних дней относительно кризисной ситуации из-за землетрясения в Сирии стало согласие президента страны Башара Асада открыть два дополнительных пункта пропуска для обеспечения гуманитарной помощи сирийским гражданам. Генеральный секретарь ООН Антонио Гутерриш заявил, что Асад согласился на доставку помощи пострадавшим от землетрясения в Сирии через два дополнительных пограничных перехода из Турции. После встречи с руководителем по гуманитарным вопросам ООН Мартином Гриффитсом президент Сирии подтвердил необходимость доставки срочной помощи во все районы страны, включая те, которые "находятся под оккупацией и контролем вооруженных террористических группировок" (так Асад назвал всех своих оппонентов с неподконтрольных ему территорий на севере Сирии).
"Я приветствую принятое сегодня президентом Сирии Башаром Асадом решение открыть два пункта пропуска Баб Ас-Салам и Аль-Раи из Турции на северо-запад Сирии на первоначальный трехмесячный период, чтобы обеспечить своевременную доставку гуманитарной помощи", – говорится в заявлении Гутерриша.
До недавнего времени правительство Асада разрешало ввозить гуманитарную помощь в северо-западный регион Сирии (он контролируется противниками режима Асада) через единственный пункт пропуска. Причиной тому были опасения за суверенитет страны и шансы вернуть контроль над регионом. Провинцию Идлиб на северо-западной территории, одну из наиболее серьезно пострадавших в землетрясении 6 февраля, удерживает исламистская группировка "Хайят Тахрир аш-Шам". И ООН, и США признают ее террористической организацией. Ранее эта группировка была известна как "Джабхат ан-Нусра" и служила местным филиалом "Аль-Каиды", говорится в материале Deutsche Welle. Несмотря на это, ООН обеспечивала жителей региона гуманитарной помощью – через единственный пункт пропуска Баб аль-Хава, согласованный с президентом Асадом.
Глава волонтерской организации "Белые каски" (помогает пострадавшим жителям Сирии на территории, контролируемой оппозицией) на прошлой неделе обвинил ООН в неспособности доставить надлежащую гуманитарную помощь в районы, удерживаемые повстанцами. При этом ООН признала неудачу в попытке оказать помощь на северо-западе Сирии. Так, заместитель генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам Мартин Гриффитс посетил турецко-сирийскую границу и заявил, что сирийцы "пробыли в ожидании международной помощи, которая так и не прибыла".
"Мы все это время подводили людей на северо-западе Сирии. Они справедливо чувствуют себя покинутыми", – написал Гриффитс в твиттере, добавив, что сосредоточен на как можно более быстром решении этой проблемы.
Критике за отсутствие своевременной помощи сирийцам подверглись самые разные люди и организации: волонтеры и пострадавшие говорят о медленной реакции ООН, Башар Асад обвиняет в тяжелых последствиях катастрофы западные санкции, а международные организации – неумелое руководство правительства Асада и отказ взаимодействовать со всеми районами страны. Отсутствие других пунктов пропуска гуманитарной помощи также объясняется тем, что Россия и Китай в 2020 году наложили вето на решение ООН продлить соглашение о поставке помощи сирийским гражданам из Турции.
Тем временем посланник Евросоюза в Сирии назвал обвинения в оказании недостаточной помощи сирийским гражданами несправедливыми. Он сказал, что ЕС собрал более 50 миллионов евро для предоставления помощи как в правительственных, так и в контролируемых повстанцами частях Сирии: "30-тонная партия гуманитарной помощи от правительства Италии, включая четыре машины скорой помощи и 13 поддонов с медицинским оборудованием, приземлилась в Бейруте в субботу по пути в Дамаск".
США на шесть месяцев сняли санкции в отношении всех операций, связанных с оказанием помощи в случае стихийных бедствий в Сирии, сообщает The Guardian. "Я хочу предельно ясно заявить, что санкции США в отношении Сирии не помешают спасению жизней сирийского народа", – заявил заместитель министра финансов Соединенных Штатов Уолли Адейемо после того, как в четверг был опубликован документ о снятии санкций.
Турция: обвинения в адрес Эрдогана
"Если и есть человек, ответственный за эту катастрофу, то это Эрдоган", – заявил на неделе Кемаль Кылычдароглу, лидер главной оппозиционной партии Турции. Недовольство турецкого общества (или его части) президентом вызвано сразу несколькими причинами. Одна из них – действия турецких властей во время природного бедствия, к которому они должны были готовиться заранее. Дело в том, что после мощного землетрясения в Измите в 1999 году (количество погибших оценивается в 17 тысяч человек) правительство ввело "налог на землетрясения". Предполагалось, что 88 млрд лир ($4,6 млрд) будут потрачены на предотвращение стихийных бедствий и развитие служб экстренной помощи. Вопросы о "специальном налоге на коммуникацию" задаются каждый раз, когда в Турции происходит землетрясение. Однако правительство никогда публично не объясняло, на что тратятся эти деньги. Кылычдароглу, лидер оппозиционной Республиканской партии Турции, сказал, что правительство Эрдогана "не готовилось к землетрясению в течение 20 лет". Вопросы об этом налоге звучат и в интервью пострадавших. Например, 61-летний Джелал Дениз, чей брат и племянники находятся под завалами в городе Газиантеп, заявил информационному агентству AFP: "Куда делись все наши налоги, собранные с 1999 года?"
Как указывает в своем материале Русская служба BBC, в 2018 году власти Турции объявили о так называемой строительной амнистии. Из-за этого в сейсмоопасных регионах страны стимулировалось строительство, что принесло казне около $3 млрд. Председатель Палаты инженеров-строителей Джемаль Гёкче в 2019 году отметил, что правительство объявило амнистию всем зданиям, независимо от того, было ли строительство лицензированным и построено ли в доме больше этажей, чем предусмотрено в изначальном плане.
"Мы допускаем повреждения, но не такого рода, когда полы громоздятся друг на друга, как блины. Это должно было быть предотвращено, и это приводит к таким жертвам, которые мы увидели", – считает Мустафа Эрдик, один из ведущих специалистов Турции по сейсмостойкой технике.
Эйюп Мухчу, президент Палаты архитекторов Турции, сообщил AP, что многие обрушившиеся здания были построены с использованием некачественных материалов и методов, без учета строительных норм Турции. На прошлой неделе в стране были арестованы десятки подрядчиков, которых официальные лица считают ответственными за некачественное строительство зданий.
Президент Реджеп Эрдоган признал, что трудности со своевременной реакцией на бедствие были, но объяснил это проблемами с поврежденными коммуникациями. Он отметил, что люди должны доверять сообщениям властей и игнорировать "провокаторов". Среди первых действий правительства в ответ на землетрясение была временная блокировка Twitter. Некоторые граждане пользовались этой соцсетью, чтобы помочь спасателям найти выживших. Однако правительство заявило, что через твиттер распространяется дезинформация. Как сообщает BBC, полиция задержала политолога за твит с критикой реакции турецких властей на чрезвычайные ситуации.