Ссылки

Новость часа

"Попытка сбить накал недовольства: мобилизация непопулярна". Правозащитник не верит Собянину, что москвичей не будут слать на войну


Собянин объявил конец мобилизации в Москве. Почему ему нельзя верить, объяснение правозащитника
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:31 0:00

Собянин объявил конец мобилизации в Москве. Почему ему нельзя верить, объяснение правозащитника

17 октября мэр Москвы Сергей Собянин объявил, что Москва якобы выполнила задачи по мобилизации и жителей столицы больше не будут мобилизовать и отправлять на войну с Украиной. Объявление было сделано сразу после того, как СМИ начали рассказывать об облавах на жителей города в метро и хостелах, а также о повестках, которые массово приходили на предприятия. Собянин заявил, что повестки, разосланные по месту жительства и предприятиям, "прекращают свое действие", а пункты сбора мобилизованных в Москве уже в понедельник будут закрыты.

Аналогичное заявление сделал и глава Московской области Анатолий Воробьев. "Частичная мобилизация в Подмосковье завершена. Мы полностью выполнили задачу Минобороны. Вручение повесток прекращается, те, у кого они есть на руках, могут не приходить в военкомат", — написал политик в своем Telegram-канале.

Однако правозащитник Сергей Кривенко, глава общественного движения "Гражданин. Армия. Право", призывает не принимать слова Собянина и Воробьева на веру и считает, что они в первую очередь призваны сбить протестные настроения в регионе. Мобилизация в Москве, по его словам, оказалась очень непопулярной и грозит обрушить рейтинг самого Собянина.

— Можно ли верить московскому мэру, когда он говорит о конце мобилизации в столице?

— Ну, я думаю, сейчас власть уже перешла все красные границы, и, наверное, все уже понимают, что власть воюет не только на Украине, она воюет и с гражданским обществом в России. Доверять заявлению власти, наверное, не приходится. Потому что мы видели примеры простого обмана и простого вранья со стороны властей.

Поэтому доверять не стоит: когда у общества такие отношения с властью, надо вспоминать, наверное, известную зэковскую формулу, которую часто повторял Солженицын: "Не верь, не бойся, не проси". Не нужно верить власти, в то же время не нужно бояться ее, но и не надо у нее ничего просить. Нужно очень осторожно и сознательно смотреть, что происходит, быть очень внимательным.

И я бы не советовал людям, которые уехали из России от мобилизации, возвращаться. Им надо, по крайней мере, переждать еще какое-то время. К тому же закрываться будут не военкоматы, а призывные пункты мобилизации. Это немного разные вещи. Дело в том, что мобилизация проводится двумя ветвями власти: министерством обороны как федеральной структурой и региональными властями. И только региональные власти открывают такие вот мобилизационные пункты в регионе, где проводится эта вся мобилизация. А военкоматы – это структурные подразделения министерства обороны, и их никто, конечно, закрывать не будет.

— Возможно ли, что Собянин сделал такое заявление, чтобы немножко успокоить москвичей?

— Может быть. Потому что мы не знаем на самом деле точно, что происходит. Напомню, что цифры мобилизации засекречены, и в указе [Владимира] Путина от 21 сентября этих цифр нет. И поэтому тем цифрам, которые произносит [глава Минобороны РФ Сергей] Шойгу, произносит Путин, произносит [мэр Москвы Сергей] Собянин, им веры нет, потому что они не написаны в нормативных документах. Они сейчас произносят одно, завтра другое, и этому были примеры.

Поэтому мы не знаем, что происходит. Но тем не менее была уже информация инсайдерская из разных источников, говорили, что первоначальные цифры, которые были спущены на Москву, – 16 тысяч, которых надо призвать, или больше. И эти цифры потом были сокращены, потому что Москва и Питер – протестные регионы. А добавлены цифры на те регионы, которые пока не выражают такого протеста, по крайней мере, явного. Вот это вполне может быть, и в этом смысле именно так я сегодняшнее заявление Собянина и воспринимаю – что это попытка успокоить горожан. Потому что власти увидели, что мобилизация – очень непопулярная вещь.

Мы это увидели по облавам, которые стали происходить в Москве. Это дичайшее нарушение даже нынешних репрессивных российских законов, которые сейчас существуют. Гражданина нельзя задерживать просто так, нельзя хватать, нельзя доставлять в военкомат.

Что известно об облавах в России
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:04 0:00

В армию призыв должен идти в этом смысле добровольно. Да, под принуждением, уголовным наказанием, но человек должен сам выбирать. Есть альтернативная служба или, по крайней мере, возможность ее, и есть возможность на этом основании сопротивляться.

– То есть, скорее всего, сегодняшние слова Собянина – это такая быстрая реакция на недовольство против облав?

— Да. Потому что это недовольство людей вызовет, конечно, сопротивление. Непонятно, в каких формах, но вызовет сопротивление граждан власти. Я напомню о том, что произошло с военными, которые отказывались ехать в Украину: этих отказников от военной службы, контрактников, которые, уже находясь в Украине, стали отказываться от войны, их до июля отпускали домой, увольняли с военной службы. Даже военнослужащего тоже нельзя просто так задерживать. Он – гражданин в первую очередь, и на арест военнослужащего должна быть санкция военного суда.

И когда их удерживали без постановления суда, не отпускали – это тоже было дикое нарушение прав, и к этому было привлечено внимание прокуратуры, президента, министерства обороны. Многие журналисты об этом написали, правозащитники. И вот это дало свой эффект: насколько мы видели, эти лагеря, где удерживали военнослужащих, были закрыты, эти центры были закрыты, и военнослужащих как-то отправляли либо в отпуск, либо домой, ну, то есть на постоянную дислокацию на территории России.

И я думаю, что эта реакция Собянина, как бы такое показушное объявление о завершении мобилизации, по крайней мере, в Москве – это именно реакция на эту жесть и попытка успокоить. Но не факт, что эта мобилизация будет остановлена, совсем не факт.

— Правильно ли я понимаю, что, по сути, мобилизация не выполнила ни одного из своих предназначений? И поэтому нет рациональных причин для властей ее останавливать?

— Да, вы совершенно правы, и мы не должны забывать, ради чего эта мобилизация была объявлена. Министерство обороны провалило за весну и лето набор на контракт. Вы помните, многие СМИ об этом писали, какая интенсивная была вербовка на контракт добровольно. Да, там назывались огромные суммы денег, которые будут контрактники получать, создавались какие-то региональные подразделения – сейчас об этом не пишется. Она провалилась.

В российской армии огромные потери, там не хватает людей, и об этом тоже много пишут. И поэтому была объявлена мобилизация. И да, вы совершенно правы: она пока не принесла никаких ощутимых плодов – линия фронта не стабилизировалась, перемирие не заключено и так далее. Поэтому боевые действия продолжаются, и мы видим уже информацию о погибших мобилизованных, и это уже не единичные, а десятки, а, может быть, уже и сотни случаев. Об этом просто мало пишут еще. Так что то, что мобилизация будет остановлена, в это совершенно веры властям нет. Это попытка просто сбить накал недовольства в обществе.

ПО ТЕМЕ

XS
SM
MD
LG