Президент России Владимир Путин на встрече с новым составом Совета по правам человека пообещал попросить генпрокурора Юрия Чайку проверить решение об отправке под административный арест 77-летнего правозащитника Льва Пономарева.
Изначально Пономареву дали 25 суток ареста, позже срок был сокращен до 16 суток. Причиной стал его пост об акции "За ваших и наших детей" в поддержку обвиняемых по делу "Нового величия" и "Пензенскому делу" ("Дело "Сети").
При этом Путин подчеркнул, что не ставит под сомнение справедливость самого решения суда:
"Я, конечно, попрошу Юрия Яковлевича Чайку посмотреть внимательно. В то же время ставить под сомнение сейчас, в нашем разговоре, справедливость принятого судом решения мне очень трудно, просто невозможно", – заявил Путин.
Он добавил, что, исходя из подготовленной для него справки, в деле Пономарева "речь шла о призывах к несанкционированным митингам, шествиям и так далее".
"Мы же с вами не хотим, чтобы у нас были события, похожие на Париж, где разбирают брусчатку, жгут там все подряд, и страна потом погружается в чрезвычайное положение?" – сказал он.
Тот же судья, что принял решение об аресте Пономарева, не отпустил правозащитника на похороны его коллеги и соратницы Людмилы Алексеевой. В решении судьи Дмитрия Гордеева сказано, что Алексеева не была близким человеком для Пономарева, а их общение сводилось к работе над совместными проектами.
Сванидзе и глава совета Михаил Федотов сказали президенту, что обвиняемых по делу "Нового величия" и "Пензенскому делу", чьими делами занимался Пономарев, подвергали пыткам, в частности электрическим током. При этом среди арестованных были несовершеннолетние.
На это Путин ответил, что с этой ситуацией нужно "поразбираться".
"Меня, честно говоря, забеспокоило то, что вы сказали по поводу того, что совершаются какие-то правонарушения в отношении несовершеннолетних в рамках этих организаций. Безусловно, с этим необходимо поразбираться, нужно проверить. Единственное, что приходит в голову, что сотрудники ФСБ не работают в этих автобусах. Их просто там нет, – сказал он. – Это меня серьезно беспокоит, это недопустимо".
Отвечая на уточняющий вопрос о том, докладывали ему об этих делах или нет, Путин коротко ответил "Нет".
Сванидзе также обратил внимание Путина на то, что в основе дела "Нового величия" лежит провокация со стороны работника ФСБ: именно он собрал подростков в организацию, придумал для нее название и предложил выступить против властей.
"Надо посмотреть. То есть вы говорите, что они там гапоновщиной какой-то занимались. Я вообще первый раз об этом слышу, я посмотрю", – пообещал Путин.
Фонды Пономарева "В защиту прав заключенных" и движение "За права человека" работают в России более 10 лет, но с 1 января могут прекратить свою деятельность. Организации не получили финансирование на 2019 год, и коллеги Пономарева говорят, что причина немилости властей – в активности правозащитника и его попытках привлечь внимание к пыткам арестованных и заключенных в России.
КОММЕНТАРИИ