Страны Евросоюза согласились приостановить соглашение с РФ об упрощенной выдаче виз. На полный запрет на туристические визы для россиян в Европе пока не пошли. Решение европейских министров – политическое. А юридическое, уже окончательное, чиновники в Брюсселе должны принять в ближайшее время.
Что изменится для россиян? Во-первых, визы станут дороже: вместо 35 евро за консульский сбор придется заплатить уже 80. Получить разрешение на въезд станет сложнее: ЕС просто будет выдавать гораздо меньше виз. И внимательнее рассматривать кандидатуры соискателей. Глава МИД Германии Анналена Бербок, которая, к слову, выступала против полного запрета, сказала, что в случае каких-либо сомнений рассмотрение может растянуться на месяцы.
"Как говорят министры, это ненормально, когда в то время, как украинцы умирают на войне, россияне ездят отдыхать на средиземноморские курорты или на шопинг в Европу. В последние месяцы там отмечают серьезный рост туристического потока из России", – заявил представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель.
Однако в ЕС обещают, что ограничения не затронут тех, кто нуждается в защите, или представителей гражданского общества. Настоящее Время спросило у министра иностранных дел Латвии Эдгара Ринкевича, не строит ли таким образом Евросоюз новый железный занавес между Западом и Россией. Ринкевич уверен, что нет. По его мнению, если кто-то это и делает, то Москва. Последние тридцать лет Европа была открыта для россиян. Они могли посмотреть, как устроена жизнь в Европе, и чему-то научиться. Но они, по мнению министра, этим шансом не воспользовались.
Еще одно важное решение. Европейские соседи России: Литва, Латвия, Эстония, Польша и Финляндия – смогут в одностороннем порядке вводить новые ограничения против россиян, если решат, что это необходимо для защиты их национальной безопасности. Уже в ближайшую пятницу министры внутренних дел пятерки должны провести онлайн-переговоры и выработать правила. Это могут быть как дополнительные проверки на границе, так и полный запрет на въезд.
В ЕС уверены, что от визовых ограничений пострадают в первую очередь богатые люди. И здесь считают, что это будет их своеобразной расплатой за молчаливое согласие, которое позволило Владимиру Путину начать полномасштабную войну против Украины. В ЕС не видят никаких сигналов, что война закончится скоро. И чувствуют нарастающую угрозу своей безопасности и стабильности.
Итоги встречи прокомментировал и министр иностранных дел Украины. Дмитрий Кулеба сегодня тоже был в Праге. Он считает, что разрыв визового соглашения – это лишь полумера. И пока россияне не начнут уважать границы других стран, они не имеют права их пересекать. Исключение, по мнению Кулебы, должно быть только в двух случаях: гуманитарные визы и разрешение на въезд для представителей гражданского общества и оппозиции, которая открыто выступает против войны.
Визовое решение европейских министров Настоящему Времени прокомментировала Сара Ганти, старший научный сотрудник Центра прав человека Гентского университета и кандидат юридических наук Йельской школы права. Она считает, что дальнейшее ужесточение правил въезда в ЕС для россиян вряд ли возможно, во всяком случае в рамках действующих законов.
— Что на практике означает приостановка соглашения ЕС с Россией об упрощенной выдаче виз?
— Начну с того, что, бесспорно, все виновные в ужасных преступлениях, совершенных российским государством в Украине, должны быть наказаны. И что ЕС должен сделать все возможное для помощи Украине. Однако все, что подрывает верховенство право в Европе, должно быть отвергнуто. Думаю, запрет на визы для россиян его серьезно подорвал бы. И хорошо, что министры иностранных дел об этом не договорились.
Подобные соглашения об упрощенном порядке выдачи виз заключены Евросоюзом со многими странами, в том числе с Россией. Они касаются прежде всего сборов, продолжительности процедуры и необходимых документов. 25 февраля, сразу после начала войны, часть этого соглашения уже приостановили: для бизнесменов, дипломатов, людей, близких к правительству. И это абсолютно законно: любая сторона может выйти из соглашения по соображениям общественной безопасности.
Полная приостановка соглашения означает, что привилегии будут отозваны и у других категорий граждан. Но это не значит, что граждане России не смогут подавать документы на шенгенскую визу. Если они отвечают условиям визового кодекса, они смогут ее получить. Важно: получение шенгенской визы – это не право человека. Виза – это привилегия, нужно об этом помнить. Но права человека и европейское право нужно уважать, когда государства решают отказать в визе. А в визовом кодексе прописано очень ограниченное количество условий для выдачи визы или отказа в ней. Отходить от этих условий страны-участницы не могут. Не могут сказать: просто потому что вы русский, мы отказываем вам в визе. Такого в законе нет.
— Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель сказал, что страны могут вводить новые и дальнейшие ограничения на национальном уровне, но соблюдая при этом Шенгенское соглашение. А какие рамки устанавливает этот документ?
— Правила установлены на уровне Евросоюза, члены соглашения должны их выполнять. При этом страны-участницы пользуются широкой свободой, когда проверяют соблюдение условий для выдачи виз. И в индивидуальном порядке могут решить, угрожает ли кто-то общественной безопасности или даже их международным отношениям. Это действительно остается на усмотрение государств. И есть риск, что страны будут куда строже оценивать соответствие россиян этим условиям, а значит, получить шенгенскую визу россиянам станет гораздо сложнее.
Если гражданин России не согласится с таким решением, у него есть право на эффективные средства правовой защиты. Можно пойти в суд и сказать: нет, решение было недостаточно мотивировано, Шенгенский кодекс был нарушен. Но, конечно, оспорить это в суде сложно. Иногда, особенно когда речь идет об общественной безопасности, страны не раскрывают конкретные причины решения. Я бы назвала это лазейкой, которой могут воспользоваться государства, чтобы отказывать в визах на странных основаниях.
Сейчас некоторые страны отказывают во въезде и аннулируют визы, выданные другими странами. Это очень спорная стратегия. Они могут это делать, но тоже только на определенных условиях, прописанных в Шенгенском кодексе о границах. Когда это делается не в индивидуальном порядке – это может вызвать вопросы.
— Вы говорите об индивидуальных решениях, но в Евросоюзе называют рост числа пересечений границы россиянами риском для безопасности соседей России.
— Некоторые юристы очень широко трактуют закон, считая, что ради охраны общественного порядка и безопасности можно ввести запрет для всех россиян. Я с ними не согласна. Есть юридические прецеденты, решения должны быть индивидуальными. Правда, таких прецедентов нет по вопросу угрозы международным отношениям конкретной страны. Нет решений Европейского суда конкретно об этом условии. Так что здесь остается знак вопроса.
Нужно быть осторожными с популистским дискурсом, он очень хорошо работает в ЕС. Думаю, обсуждать эти визы как туристические ошибка. Шенгенские визы касаются не только туристов. Многие граждане России въезжают в Шенген, чтобы попросить убежище или чтобы навестить родственников (в том числе украинских беженцев в Евросоюзе). Многие россияне живут не в России и тоже хотят посещать Европу. Люди едут в Европу на собеседования по работе. Эти визы затрагивают куда больше категорий, чем обычные туристы.
— А могут ли страны ввести какие-то дополнительные условия? Например, проверять соцсети на предмет поддержки российского вторжения в Украину? Или, как предлагает бывший посол США в России Майкл Макфол, ввести специальный сбор, который будут отправлять напрямую Украине?
— Что касается изучения заявок: да, для долгосрочных виз некоторые страны-участницы наверняка уже проверяют социальные сети. Что касается сборов: сейчас они составляют 80 евро, это зафиксировано в кодексе. Но возможность увеличить взнос есть. Можно утверждать, что если полный запрет на визы – непропорциональная мера, то повышение сборов – пропорциональная. Я не говорю, за я или против, но это возможно. Опять же, страны не могут сами установить такие правила. Решение должно приниматься на уровне ЕС с помощью обычных законодательных процедур.
— Возможен ли полный запрет на выдачу шенгенских виз россиянам в будущем?
— Вопрос очень политический. Сейчас, в соответствии с европейским правом, это невозможно. Но даже если законы изменят, я, правда, не вижу, как можно обосновать пропорциональность таких мер. И как их выполнять с практической точки зрения. Это будет наказанием гетерогенной группы из 120 миллионов граждан. Если на такой шаг пойдут, значит, на то была серьезная политическая воля, но я не уверена, что она сейчас есть. А еще это подорвет верховенство права и сыграет на руку нарративу Путина о войне и "ужасных европейцах". Но у меня нет шара для предсказаний. Приостановка соглашения об упрощенной выдаче виз – полностью в правовых рамках. А вот дальнейшие шаги, полный запрет на визы, будут иметь гораздо более серьезные последствия. И я очень надеюсь, что лидеры ЕС не пойдут в этом направлении.