Части российских военных, которые вторглись в Украину из аннексированного Крыма, уже захватили Бердянск и Мелитополь и вторглись в небольшой город-курорт Приморск в Запорожской области, где до войны жили чуть больше 11 тысяч человек. Это известный курорт на берегу Азовского моря. Телеканал Настоящее Время связался с Александром Кошелевичем, мэром Приморска. Он сообщил, что российские военные собираются прийти завтра утром к нему на работу: он не исключает, что они потребуют, чтобы он принес присягу оккупационным властям.
– Что происходит в городе сейчас?
– Сейчас, на данный момент, в городе тишина. Русские военные пытаются захватить город. Они установили свои блокпосты с выезда на Мелитополь и с выезда на Бердянск, также захвачен и Мелитополь, и Бердянск, и Токмак. Поэтому мы как бы окружены. Нет подвоза продовольствия, в магазинах практически все заканчивается, на улице у людей начинается хаос, паника.
Конечно, я постоянно поддерживаю людей, мы делаем все для того, чтобы жизнеобеспечение города было на высшем уровне, как и ранее. Но вы же понимаете, что в таких условиях это очень тяжело.
– Я правильно понимаю, что украинских военных у вас в городе нет?
– В самом городе украинских военных нет. Но на выезде со стороны Мелитополя российские военные сделали блокпост, и они контролируют въезд и выезд из города постоянно. Было убито 2 человека, 1 был ранен.
– Убиты 2 мирных жителя?
– 2 мирных жителя, да, их убили позавчера. Сегодня мы еле-еле забрали тела и отдали матерям для того, чтобы они могли их похоронить. Это большая трагедия.
– Как были убиты эти люди?
– Очевидцев не было, но предположительная версия такая, что они выехали на блокпост и, возможно, не заметили его, потому что темно было. Возможно, они заметили блокпост, но очень поздно, и их просто-напросто расстреляли.
– В соцсетях есть видео, как вы и депутаты горсовета набрались смелости в этой ситуации вывесить украинский флаг и петь гимн Украины...
– Мы же живем в Украине, и мы украинский народ, мы любим Украину, мы гордимся ею. Поэтому для нас это не составило никакого труда. Мы и дальше будем так делать.
– Я знаю, что сегодня местные жители пришли к райотделу полиции, возле которого собрались российские военные. Эти военные смогли занять райотдел полиции и его оружейную комнату?
– Здание полиции они не заняли. Да, они сегодня там были. Но огромное спасибо всем жителям города и нашей громаде (общине), кто собрался сегодня возле здания нашей полиции для того, чтобы не дать военным захватить это здание и остаться в нем. Действительно, военные оттуда ушли. Они забрали матрацы, подушки, одеяла.
– Из райотдела?
– Из райотдела, да. Это, видимо, те одеяла, которые были в КПЗ. Еще они забрали оружие, которое оставалось, которое не успели вывезти или недовывезли. Там было несколько автоматов Калашникова и еще несколько единиц какого-то более тяжелого оружия, несколько единиц. И они уехали, оставив здание.
Я знаю, что они предлагали начальнику полиции сотрудничество, патрулирование города, потому что ранее мы создали такой гражданский патруль, который не дает мародерам разбивать витрины, выносить товар и разворовывать нашу общину. Но полиция отказалась от такого "сотрудничества", набралась смелости, за что я тоже им очень благодарен.
Сейчас мы вместе с полицией несем наш гражданский долг, патрулируем город от мародеров.
– Два уточняющих вопроса: а полиция не оказывала сопротивления российским военным?
– Им нечем было оказывать сопротивление, так как они были практически безоружны. Чтобы вы понимали: подъехало где-то порядка 50-60 человек, вооруженных до зубов. И я понимаю полицейских: они бы там просто все полегли, если бы начали оказывать какое-то сопротивление.
– А когда люди, мирные жители Приморска пришли к этим вооруженным российским солдатам и попросили их уйти из города, как себя они вели? И с кем вообще вели переговоры?
– Люди не вели переговоры. Насколько я понимаю, люди просто стояли и своей позицией давали понять, что они не желают видеть российских оккупантов в нашей стране, в нашем городе, в нашей общине. Переговоры как таковые не проходили между людьми и военными Российской Федерации. Но это все повлияло на общую нашу информационную войну с ними. Видя, что люди не желают их видеть, они развернулись и ушли.
Они агрессивно были настроены против людей. Но, слава богу, никто не пострадал, не было выстрелов, никаких пострадавших нет.
– К вам лично еще не приходили и не просили передать власть в городе или присягнуть под российским флагом?
– Еще нет, но поступила информация, что завтра к 9 часам утра они собираются прийти ко мне в исполком для того, чтобы обговорить эту ситуацию.
– Вы будете ждать их?
– Да, я буду на работе, как всегда. Нам нечего скрываться, поэтому будем, наверное, завтра встречаться. Если все будет нормально, я с удовольствием вам расскажу, как это было.