Ссылки

Новость часа

Политологи – о проигрыше Израилем медиавойны: "Так действуют террористы: в первую же секунду обвинить во всем, и пусть Израиль отмывается"


Взрыв в больнице Аль-Ахли в Газе, где, по неподтвержденным данным, могли погибнуть от нескольких десятков до несколько сотен человек, стал поворотным моментом вооруженного конфликта между ХАМАС и Израилем.

Экстремистская группировка утверждала, что в больницу ударила израильская ракета. Боевики распространили эту информацию сразу после взрыва, чем спровоцировали многотысячные демонстрации протеста в арабских странах. Израиль представил доказательства того, что ответственность за теракт лежит на группировке "Исламский джихад": именно она запустила ракету из сектора Газа в сторону Израиля, которая в итоге ударила по больнице.

Мировые СМИ, даже те, кто сначала озвучивал версию ХАМАСа без ее верификации, используя все доступные видеодоказательства и комментарии экспертов, стараются реконструировать трагические события вечера вторника. Об информационной войне Израиля и ХАМАС Настоящее Время спросило у израильского журналиста и политтехнолога Романа Гуревича и израильского политического и общественного деятеля Ариэля Бульштейна.

Роман Гуревич: "Мы не можем тягаться в зверстве и цинизме с бандитами"

Политтехнолог Роман Гуревич – об информационной войне ХАМАС против Израиля
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:10:18 0:00


– Если размышлять категориями информационной войны, то Израиль сейчас ее проигрывает или выигрывает?

– Если на столь уважаемом канале, как ваш, показывают палестинскую версию взрыва в больнице после того, как были представлены неопровержимые доказательства, в том числе то, что мы видели у вас в эфире, даже ракеты, которые падают, Израиль их не перехватывает на территории сектора Газа, Израиль перехватывает ракеты только над своей территорией, это, безусловно, говорит об определенном успехе палестинской информационной войны.

То есть "чисто случайно" накануне приезда президента США "чисто случайно" одна из ракет "Исламского джихада" взорвала больницу, то есть что может быть болезненнее этого. И "чисто случайно" еще до того, как были опубликованы любые доказательства, наша армия не спешила, у нее это заняло порядка двух с половиной или трех часов, что очень быстро. Но тем не менее за эти три часа уже начались волнения в разных арабских странах, и весь мир обвинил Израиль.

Потом были представлены доказательства, после израильских бомбежек следы другие. И совершенно однозначно, как и сказал пресс-секретарь ЦАХАЛ, что это ракеты "Исламского джихада". Вообще важно понимать, что только с начала этой операции 450 ракет, которые они посылали из тех тысяч на нас, упали на сектор Газа.

То есть это не единичный случай, просто чисто случайно перед приездом Байдена этот неудачный запуск "Исламского джихада" попал в больницу. Причем, если я правильно помню, это баптистская больница, что еще больше должно было возбудить людей во всем мире.

– В чем вы видите успешность той информационной кампании, которую ведет ХАМАС? Они выигрывают по времени? По картинке? По насыщенности эмоциями?

– Врать – это всегда быстрее и оперативнее, нежели предъявлять доказательства. Эмоции всегда сильнее, к сожалению, разума. Поджечь бочку с горючим, чтобы она полыхнула, как сейчас она полыхнула по всему миру, гораздо легче, нежели обеспечить безопасность этой самой бочки с горючим. Да, есть эмоции, да, есть сложная ситуация. Но есть очень много кадров, которые мы не показываем в Израиле совершенно сознательно.

Мне немного трудно говорить, только сегодня около забора сектора Газа нашли еще 65 тел израильтян, которые были убиты. Они не просто были убиты. Я, к сожалению, не хочу говорить в эфире, что и как. Но хамасовцы, которые пришли утром седьмого октября убивать наших женщин, наших детей, были оснащены видеокамерами, они это все записывали, и у них была такая установка, по данным наших компетентных служб: не просто убивать, а убивать максимально устрашающе. Они это делали, они это все снимали. Причем делали они это так, что специалисты в институте, наши патологоанатомы, просто в шоке, потому что они такого не видели за многие годы и за многие войны, которые довелось пройти.

– Слова поддержки за то, что вы видели страшные вещи, но получается, что Израиль не показывает изувеченные тела и так далее. Это же сложная этическая проблема.

– Вне всякого сомнения.

– По вашему мнению, стоит ли показывать для того, чтобы быть на равных в этой информационной войне?

– Мы никогда не будем и не хотим быть на равных с бандитом, с этими нелюдями из ХАМАС. Был недавно брифинг для иностранных дипломатов, который устроил МИД. И там показали лишь небольшую часть видеоматериалов, которые есть в нашем распоряжении. Многие люди отворачивались, многие просто плакали. Это другое, что они потом доложили своим руководителям в своих странах. Показывать это широкой публике – не очень правильно и по отношению к людям, которые погибли, и по отношению, наверное, к тем, кто это будет смотреть. И так было достаточно страшных кадров.

– А для того, чтобы люди, которые будут это смотреть, понимали масштабы?

– Я не могу сказать: "Давайте поверим нам на слово", но совершенно неслучайно в Израиле это сравнивается даже не с войной Судного дня, а с Холокостом. Потому что никогда такого не было. Теперь, если говорить чисто профессионально, есть такая штука, как сетевые войны и работа в социальных сетях, в чем Израиль, вне всякого сомнения, имеет массу возможностей, которые, к сожалению, недостаточно используются. Там можно до людей доносить какую-то информацию, опять же, даже сильно ограничить, сильно цензурировать. Я думаю, это потрясет многих.

Понимаете, у нас сейчас пропаганда в основном ведется МИД, министерство пропаганды, к сожалению, не очень функционирует, и частные инициативы. То есть люди сами организуют группы, сами рассылают. То есть посылать фотографию, что с людьми делали и как делали, это, я думаю, что мы в любом случае не будем. Но показать семью молодую и счастливую из пяти человек с детьми, с родителями, а потом их похороны, вот это мы делать можем.

– Но что происходит параллельно? Давайте с вами посмотрим на скриншот, стоп-кадр с пресс-конференции, которую устроили представители ХАМАС и опубликовали мировые агентства. Мы полностью этого показать не можем как раз тоже из этических соображений. Мы заблюрили лица то ли живых, то ли погибших детей, которых держат то ли представители ХАМАС, то ли гражданские лица.

– Мы с террористами равняться не будем. Для мира должно быть очевидно, что, если у нас была атака и за один день погибли 400 мирных граждан и солдат, которые были просто вырезаны. Тысяча четыреста погибших при террористической атаке – это достаточное обоснование для того, чтобы любая страна защищала себя и своих граждан. Как бы мы ни старались снизить имиджевый ущерб, репутационные ущербы, мы не сможем тягаться ни в зверстве, ни в цинизме с бандитами, которые сами убивают в том числе и своих людей, а потом сами это показывают. Поэтому достаточно понимать, что государство, на которое напали, любое государство имеет право на самооборону.

– Получается, если исходить из этой логики, то есть в любом случае сторона, которая предпочитает говорить правду, автоматически проигрывает в информационной войне? Так выходит?

– Это не только в информационной войне, это в жизни: тот, кто придерживается каких-то принципов, тот, кто говорит правду и действует по правилам, тот всегда проигрывает по сравнению с бандитами и подонками, у которых таких ограничений нет. Но тем не менее и у людей, и у страны, я просто в сторону от информационной войны сказать, что то, что сейчас в Израиле происходит, это показывает величие нашего народа. То, как люди, просто все, поднялись, помогают друг другу, и в том числе и в информационной войне они все объясняют, это фантастика. Я думаю, что нет другого такого народа, который так любит свою страну и готов на такое, даже когда ситуация, в общем, сильно непростая. Правда в итоге победит.

Ариэль Бульштейн: "СМИ, которые сотрудничают с террористами, подвергают риску не только Израиль, но и собственное население"

Израильский политический и общественный деятель – об информационной войне Израиля с ХАМАС
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:09:44 0:00

Вы можете дать вашу оценку, что происходило в информационном поле после взрыва возле больницы в секторе Газа?

– В первую же секунду после взрыва ХАМАС выдает "информацию", хотя это никакая не информация, а пропаганда, о том, что Израиль атаковал больницу и убил сотни людей. Это заявление расхватывается и тиражируется сотнями средств массовой информации. Какие-то еще говорят: "Со ссылкой на ХАМАС", – о том, что якобы произошло. Другие вообще забывают указать, что это со ссылкой на ХАМАС, и представляют это якобы фактом. И после этого уже не играет никакой роли, что там реально произошло.

Все израильские объяснения – не забываем, что Израиль предоставил четыре доказательства из разных источников, включая перехват разговоров самих террористов, – не играют никакой роли, потому что, как в том анекдоте: "Ложечки нашлись, а осадочек остался". Поэтому надо понять, что именно так действуют в информационной войне террористы: в первую же секунду обвинить во всем – в жертвах среди израильского населения, в жертвах среди собственного населения – Израиль. А дальше – пусть Израиль отмывается.

Естественно, у десятков и сотнях миллионов читателей различного рода средств массовой информации просто не будет возможности узнать правду. У них осядут в голове, в подсознании эти осколочки псевдоинформации, фейков о том, что Израиль якобы атакует мирное население. При этом хочу напомнить, что израильская армия является единственной в мире, которая зачастую заботится о мирном населении врага больше, чем о собственных солдатах, и пытается минимизировать жертвы среди вражеского населения, даже подвергая риску свою собственную армию.

Агентство Reuters после взрыва в больнице в распространило кадры, на которых человек, которого агентство представляет как замминистра здравоохранения сектора Газа, который подконтролен боевикам, ведет пресс-конференцию на месте взрыва. Поражают кадры, что для картинки они расположили рядом с этим чиновником окровавленных детей, которых держат на руках какие-то мужчины. Эти люди, которые стоят в больничных халатах, не пытаются оказать помощь детям – они их специально разместили, чтобы дать эту пресс-конференцию. Что происходит?

– Происходит, к сожалению, то же самое, что происходит всегда. Только в этот раз это, может быть, наиболее явно и красноречиво. Нет никаких забот ни о моральных принципах, ни о долге врачей, ни о том, что должно происходить – все поставлено здесь на службу антиизраильской кампании. К сожалению, таких примеров не один, не два, не десятки, даже уже не сотни. Израиль тут фактически ведет пропагандистскую кампанию тогда, когда он обречен в ней на поражение, потому что когда у вражеских пропагандистских институтов нет никаких ограничений, норм морали и права или еще чего-то, то они будут использовать абсолютно все.

К сожалению, у меня нет тут претензий к террористам, потому что они – террористы, они убийцы по своей природе. И даже если они надевают для этой картинки врачебные медицинские халаты, свое нутро они не меняют.

У меня здесь есть большое разочарование западными демократическими средствами массовой информации, которые все это покупают, которые не осуществляют элементарный фактчекинг перед тем, как передавать эту "новость" в эфир. Таким образом они фактически одурманивают собственную аудиторию. Чему удивляться после этого, если те же самые советские штампы, которые когда-то были растиражированы советской пропагандой об израильской военщине, об израильских агрессорах и так далее, сегодня мы, к сожалению, те же самые штампы слышим в западном дискурсе. При том что Израиль делает все и даже больше – больше, чем можно ожидать от воюющей стороны, – для того чтобы, не дай бог, не нарушить каким-то образом жизнь и здоровье вражеского населения.

Даже в ситуации с гуманитарной помощью ХАМАС не соблюдает ни одного гуманитарного принципа. Захватил в качестве заложников и живого щита израильских граждан – от младенцев до глубоких стариков. Один из них, кстати, – это выживший в Холокост человек. Представьте себе, как он должен сейчас, через 80 лет после того, как выжил и не погиб от рук тех нацистов, столкнуться с новыми нацистами. Вот они захватили их и не предоставляют ни информацию, ни доступ даже такой гуманитарной организации, как Красный Крест. А при этом от Израиля все требуют гуманитарных жестов.

Невозможно, к сожалению, в данном случае вести войну хирургическими методами, по рыцарским правилам средневековья, когда с другой стороны есть люди, не соблюдающие не то что Кодекс гуманитарной помощи или правила ведения войны – они не соблюдают даже те правила, которые террористы сами соблюдали когда-то.

Последствия информационной войны в контексте этого взрыва возле больницы в секторе Газа, и эти протесты в странах Ближнего Востока могут ли передвинуть во времени сухопутную операцию, которую готовит армия Израиля в секторе Газа?

– Я вам скажу, что эти протесты и подстрекательства в отношении Израиля могут это сделать. Они, к сожалению, принесут тот же самый экстремизм и звериную ненависть террористов в европейские города, потому что под влиянием этой промывки мозгов в первую очередь экстремисты-мусульмане в Европе, но потом, возможно, не только, пойдут громить своих соседей: может быть, евреев, может быть, не евреев.

К сожалению, те средства массовой информации, которые сотрудничают с террористами, выдавая их фейковые заявления за правду, несут ответственность не только за очернение Израиля и за подвергание Израиля риску, а за очернение и подвергание риску своего собственного европейского и другого населения.

XS
SM
MD
LG