Полиция Москвы в последние недели преследует участников акционистской группы Pussy Riot и не дает снимать о них документальный фильм. За участниками группы постоянно следят, а при каждом удобном случае задерживают на улице и составляют на них административные протоколы – либо за хулиганство, либо за неповиновение полиции, хотя никаких нарушений в реальности не было. Участники группы говорят о "паранойе товарища майора" и подозревают, что съемки фильма полицейские могли принять за подготовку к очередному перформансу.
Фильм снимает Анна Кузьминых, тоже участница Pussy Riot:
"Мы с Машей Алехиной и Люсей Штейн готовили ролик, это наше внутреннее дело. Ролик был о том, как Маша и Люся справляются с домашним арестом, будучи в отношениях, – рассказывает она. – Снимали в центре города, полицейские могли перепутать это с акцией".
Через час после того, как Кузьминых поговорила о фильме с Настоящим Временем, ее тоже задержали полицейские – на выходе из ее дома. В пятницу девушке присудили 10 суток административного ареста.
В интервью Кузьминых сказала, что планирует "уехать из Москвы".
"Вполне возможно, меня задержат второй раз, но у меня просто больше нет сил сопротивляться", – подчеркнула она перед задержанием.
Активисты Pussy Riot давно относятся к слежке и к преследованиям полиции как к данности. Вероника Никульшина и Александр Софеев отбывают уже третий административный арест за два месяца, Мария Алехина – второй. Впервые в спецприемнике оказались близкие к активистам фотограф Дмитрий Воронцов и художник Роман Дуров. Слежку за собой также заметили Люся Штейн, Фархад Исрафилли-Гельман и Рита Флорес. На одной из улиц в центре Москвы, где живет Люся Штейн, участники группы видели машину, похожую на ту, в которой оперативники увозили Марию Алехину от изолятора, где она отбывала административный арест.
Обычное обвинение, по которому задерживают членов Pussy Riot, – неповиновение полиции. Эту же причину задержания написали и в протоколе Кузьминых. Адвокаты посоветовали активистам просто оставаться в квартирах и не выходить на улицу, чтобы не быть задержанными.
"Некоторые из этих людей обратились ко мне за помощью. За Фархадом Исрафилли-Гельманом силовики рвались в его мастерскую, ему удалось оттуда уехать. Рита Флорес переживала, что раз идет атака на участников Pussy Riot, то это может коснуться и ее", – говорит адвокат Дмитрий Захватов.
Рита Флорес считает, что силовики действуют беспорядочно: никакого логичного объяснения преследованиям активистам найти не удалось.
"Это огромное крыло паранойи товарища майора. Он не понимает ни наших действий, ни своих. Под крылом паранойи лучше схватить всех подряд", – замечает она.
Дмитрий Захватов считает, что еще одной причиной атаки на активистов могут быть приближающиеся думские выборы.
"Есть версия, что таким образом пытаются сменить повестку. Сейчас идет активный предвыборный этап, несколько независимых кандидатов пытаются зарегистрироваться на выборах, – рассуждает адвокат. – Для того чтобы отвлечь общество от предвыборной повестки, необходимо придумать что-то непонятное, пустить дымовую завесу".
Летом прошлого года аналогичным образом силовики преследовали продюсера и основателя группы Петра Верзилова. Его обыскивали, а потом посадили в спецприемник на 15 суток, обвинив в мелком хулиганстве.