В Донецкой области Украины армия РФ существенно продвинулась в районе Торецка и продолжает наступление. Каждую неделю российские войска отодвигают украинскую линию обороны на несколько километров. Из-за постоянных обстрелов из прифронтовых городов уходит крупный и средний бизнес, однако выживать местным жителям помогают мелкие предприниматели.
Корреспондент Настоящего Времени Борис Сачалко побывал в Донецкой области.
"Любые сложности – это то действие, которое мотивирует тебя, делает из тебя человека, закаляет характер и делает лучшую версию тебя", – так считает Анастасия Яремчук, переселенка из оккупированной теперь Горловки. Много лет она работала медиком в прифронтовой Дружковке. Но в 2022-м, когда началось полномасштабное российское вторжение в Украину, у нее появился бизнес-план.
"Был огромный спрос на мужские стрижки, был ажиотаж, – вспоминает владелица сети барбершопов. – И, как говорил Рокфеллер, это не я придумала, любой дефицит рождает капитал".
Начинала Анастасия с небольшой парикмахерской. Назвала ее в честь любимого персонажа – Шерлока Холмса. Барберов ей приходилось учить стричь практически с нуля – все мастера из региона разъехались.
Мужчин в прифронтовых городах хватает, поэтому теперь Анастасия – собственник шести небольших барбершопов в Дружковке и Константиновке. Вести бизнес в Донецкой области решаются немногие. Если верить статистике, в 2023 году этот регион имел один из самых низких показателей налоговых поступлений.
В Донецкой области, несмотря на близость к фронту, все еще продолжают работать большие фермерские предприятия, крупные шахты. Но сейчас индустриальные города в большинстве своем держатся именно на мелком бизнесе.
Правда, после обстрелов жителей в приграничных городах становится все меньше, признает Александр Батрак, управляющий пиццерией в Мирнограде возле Покровска.
"Люди разъехались, военные. Немного сложновато стало с клиентами, кассы упали. Третья часть торговых точек закрылась", – сетует он.
Из-за того, что с каждым днем фронт становится все ближе, сюда отказываются ездить и крупные поставщики продуктов. Но Александр продолжает готовить пиццу.
"Пока наша работа кому-то нужна, – говорит он, – есть смысл здесь работать. Банально: если кто-то из торговцев у нас на рынке перестанет привозить эти продукты, что оставшимся здесь кушать? Так вот тут сложно – тут или о деньгах, или об ответственности".
Сфера обслуживания – это то, что придает местным прифронтовым пейзажам обыденный и привычный для всех вид. На Донбассе работает даже океанариум.
"Сначала мы покупали рыбок, но когда началось полномасштабное вторжение, очень много людей стало выезжать из Краматорска, – рассказывает Ирина Артемова, собственница океанариума. – Они нам начали звонить и просить пристроить их рыбок. И сейчас где-то половина рыб, которые здесь, – это наши переселенцы".
Океанариум – семейный бизнес, который, как признаются Ирина и Роман, в 2022-м перестал быть бизнесом. Уже два года вход сюда бесплатный: океанариум существует на пожертвования и, как говорят собственники, на надежде.
"Мы пытаемся его [океанариум] уберечь, пока город целый, пока мы целые, – говорит Ирина. – Чтобы люди, когда закончится война, будут возвращаться, чтобы был уголок такой довоенный. Чтобы люди могли прийти и вспомнить".
Тем временем Анастасия планирует открыть еще один барбершоп – седьмой по счету.
"Пока есть работа, пока наполняется бюджет города, есть жизнь. У меня нет" никаких "если". Я верю, что наша область выстоит", – убеждена предпринимательница.