Служба безопасности Украины 23 октября задержала в Запорожье президента украинского предприятия "Мотор Сич" Вячеслава Богуслаева. Его подозревают в причастности к продаже авиазапчастей к боевым вертолетам Российской Федерации Ка-52, Ми-8 и Ми-28. Торговля запчастями, утверждает следствие, продолжалась после начала полномасштабного вторжения России в Украину.
На следующий день после задержания СБУ обнародовала аудиозаписи разговоров Богуслаева с представителями России, которые состоялись в марте и мае этого года. В беседе с Анатолием Ситновым, руководителем московского предприятия "Двигатели Владимир Климов – Мотор Сич", Богуслаев обсуждал возможность поставки запчастей к российской технике через третьи страны – Хорватию, Черногорию и Кыргызстан. В других разговорах Богуслаев дает одобрительные оценки военному вторжению и оправдывает ракетные удары россиян по заводу "Мотор Сич".
"Искандер-М" упал на территории завода. Мы без всякой злобы к этому относимся, абсолютно. Мы все понимаем", – говорит Богуслаев на записи СБУ.
Вячеславу Богуслаеву 83 года. В 2000 году ему присвоено звание "Герой Украины". Четырежды он был народным депутатом Украины, в частности от пророссийской Партии регионов.
Предприятие "Мотор Сич" является одним из ведущих серийных производителей двигателей к вертолетам и самолетам постсоветских образцов. "Мотор Сич" в списках крупнейших украинских экспортеров техники и плательщиков налогов в госбюджет.
Богуслаева и ранее обвиняли в поставка комплектующих к российской авиации, но он утверждал, что запчасти предназначались для гражданской техники.
Что известно о Вячеславе Богуслаеве и предприятии "Мотор Сич", Настоящему Времени рассказал руководитель Запорожского центра расследований Сергей Сидоров.
– Как было возможно, что "Мотор Сич" после 2014 года – после начала войны – продолжала поставлять детали российским военным?
– "Мотор Сич" всегда был таким городом в городе. Один из районов Запорожья – Шевченковский – создавался полностью вокруг завода. Большая часть жителей этого района работает на "Мотор Сич" и еще в паре сопутствующих предприятий.
Последние несколько лет дела на заводе шли все хуже. Люди потихоньку уходили: были недовольны зарплатой, премиями, надбавками. Денег становилось все меньше. Скорее всего, это была сознательная кадровая политика руководителей, чтобы оставить только тех, кто держится за место и не будет болтать.
На самом деле информация [о сотрудничестве с российской оборонной промышленностью] доносилась уже после 2014 года – после начала войны на Донбассе. Когда приезжал Порошенко в 2014-2015 годах, я сам еще [бывал тогда на "Мотор Сич"], и там лежали коробки, на которых в качестве получателя был указан НПО имени М.В. Фрунзе – то есть [завод] работал на российскую оборонку.
– Если об этом писали журналисты, поставки не приостанавливались? Как такое могло быть?
– У нас этим занимается СБУ. Значит, в СБУ была такая коррупция и политическая воля: "Не мешайте людям". Всеми этими вещами испокон веков занимается СБУ. Там есть свой отдел по контролю заводов оборонного сектора. То, что они не трогали Богуслаева с 2014-го до 2021-го, – это уже к ним вопрос.
– Издание "Наші гроші. Запоріжжя" в 2016 году писало о том, что российская компания "Борисфен", которой через две посреднические фирмы владел Богуслаев, получала заказы на обслуживание специального летного отряда управделами президента России. Вы про это слышали?
– Я был одним из тех, кто эту новость складывал, копаясь в реестрах в те годы. У "Мотор Сич" всегда были очень хорошие представительства в России. Московский офис "Мотор Сич" изначально был очень структурированным и проработанным. Россия была одним из главных клиентов "Мотор Сич". И поэтому Россия хотела поглотить "Мотор Сич" еще в начале 2010-х годов.
Так что это вопрос к украинской власти – почему они в 2014 году не начали целенаправленно проводить политику обрубания хвостов.
– Сейчас физические поставки возможны?
– Думаю, сейчас – уже нет. Сейчас уже и СБУ перетряхнули, и в целом "Мотор Сич" менее активен.
Думаю, здесь вопрос к функционерам СБУ среднего звена, которые контролируют вывоз продукции с завода. Эти вещи идут через них.