С 21 сентября на фронте и в тылу погибли более сотни мобилизованных, подсчитал дата-отдел "Новой газеты. Европа".
Издание предполагает, что, скорее всего, реальное количество погибших мобилизованных существенно выше. Источниками большинства сообщений о смерти были родственники погибших, журналисты учитывали только подтвержденные министерством обороны России данные.
"Новой газете. Европа" известны имена 89 мужчин, большего всего погибших – с Урала. Только в Свердловской области родственники получили по меньшей мере 24 похоронки. Средний возраст погибших составил 34 года.
Самому старшему скончавшемуся, чей возраст известен, было 48 лет. Михаил Кулиниченко из Хакасии умер "из-за болезни" при невыясненных обстоятельствах. Самому младшему погибшему мобилизованному – Игорю Урванцеву из Челябинской области – был всего 21 год. У него остались вдова с четырехмесячным ребенком.
Каждый пятый мобилизованный, как уточняет издание, погиб не на фронте, а во время мобилизационной подготовки. Среди причин гибели мобилизованных – драки, употребление алкоголя и наркотиков.
Счет потерям на фронте среди мобилизованных россиян был открыт четвертого октября: в тот день погибли уроженцы Бурятии Дмитрий Сидоров и Андрей Пичуев. Их мобилизовали всего за полторы недели до гибели.
Одновременно с этим глава Минобороны Сергей Шойгу отчитался, что из 300 тысяч мобилизованных в зону боевых действий с Украиной отправлены 87 тысяч человек "после подготовки и боевого слаживания". По словам министра, срочников отправлять на войну не будут.
"Частичная" мобилизация в России была объявлена 21 сентября. Правозащитники ранее указывали на то, что мобилизация проходит с многочисленными нарушениями. Повестки о мобилизации приходили людям, которые не подходят под официальные требования Минобороны: с хроническими заболеваниями, инвалидностью и людям старше определенной возрастной границы. Мобилизованные и их родственники жаловались, что "гребут всех" – никогда не служивших в армии, после операций, инсультов, инфарктов, инсулинозависимых диабетиков и даже людей, которые с трудом передвигаются после травм.
28 октября министр обороны России Шойгу сообщил президенту Владимиру Путину, что мероприятия по "частичной" мобилизации завершены. При этом Путин соответствующий указ так и не подписал. 31 октября он заявил, что "не задумывался", нужно ли ему его подписывать, и обещал "поговорить" с юристами. Глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас заявил, что дополнительных документов о завершении в России "частичной мобилизации" не требуется.
Глава правозащитной группы "Агора" Павел Чиков пишет, что министр обороны может приказать подчиненным ему военным комиссарам прекратить дальнейшие мобилизационные мероприятия либо возобновить их, когда понадобятся вновь, поскольку указ президента продолжает действовать.
"Важные истории" подсчитали, что в первый месяц мобилизации в Украине погибли по меньшей мере 26 мобилизованных россиян из разных регионов, еще как минимум 30 человек погибли в сборных пунктах и воинских частях. Причины были разные – от суицида до приступов, связанных с проблемами со здоровьем.