На телеканале "Дом Кино" показали отцензурированную версию фильма "День радио", снятого в 2008 году: из него вырезали имена и сцены с участием многих звезд – актеров, музыкантов, телеведущих. Пострадали сцены с участием журналиста Михаила Козырева, певца Алексея Кортнева, актера Максима Виторгана, музыкантов Макса Покровского и Олега Скрипки. До конца не ясны критерии, по которым артистов вычеркивают из титров или убирают из картины: одни объявлены "иностранными агентами", другие просто уехали из страны или выразили несогласие с войной.
Телеканал "Дом Кино" называет себя главным киноканалом России, c "уникальной библиотекой отечественных фильмов". В их активе три тысячи часов художественных картин от лучших киностудий, в том числе "Ленфильма" и киностудии имени Горького. Канал доступен в крупнейших российских сетях операторов кабельного и спутникового телевидения – "Триколор", "Ростелеком", "Акадо" и других.
"День радио" стал не первой жертвой цензуры "Дома Кино": ранее в показанном на телеканале фильме "Брат 2" (снят в 2000 году) заблюрили афишу группы Юрия Шевчука ДДТ. А в марте 2025 года "Дом Кино" заретушировал постер с певицей Аллой Пугачевой в фильме 2016 года "Ледокол" – картинка появлялась в кадре на пять секунд.
В эфире Настоящего Времени мы обсудили цензуру в старых фильмах с культурологом, автором книг и статей по истории и теории кино Яном Левченко. "Ничего уникального в этом нет, и, откровенно говоря, возникает ощущение дежа вю, постоянного повтора того, чем привыкла заниматься советская цензура. Сейчас мы говорим о ситуации в России, которая напрямую в этом наследует Советскому Союзу, в данном случае просто косплеит его", – отмечает эксперт.
По мнению Левченко, цензурируя фильмы таким образом, на канале рассчитывают, что большинство зрителей просто не обратят на это внимания, так как либо смотрят фильм впервые, либо смотрели его давно и забыли подробности.
"Они спокойно пропустят эти вырезанные куски, вернее их отсутствие, – полагает собеседник. – Может быть, какой-то процент людей обратит внимание, скажут, что это безобразие, что так быть не должно, вспомнят какие-то исторические параллели, если вы, допустим, насмотренный человек и интересуетесь кино. Но люди обычно на это внимания не обращают, это же телевизионная история, а телевизор смотрят вполглаза. Поэтому, я думаю, всенародное возмущение здесь вряд ли возможно".
При этом Ян Левченко отмечает, что подобные действия телеканалам (в данном случае телеканалу "Дом Кино"), вряд ли напрямую диктует кто-то из чиновников: скорее речь идет об акте самоцензуры и желании угодить: "Разные агенты медийного поля пытаются перещеголять друг друга, а часто даже самих себя в представлении о том, что нужно в данный момент, что нужно сейчас, что вообще актуально. Мне кажется, конечно, что это самоцензура в чистом виде, и самоцензура даже не для того, чтобы кому-то понравиться, а просто потому, что есть соответствие повестке, вот и все".
На вопрос о том, почему фильмы с "неблагонадежными" артистами редактируют вместо того, чтобы просто не показывать, культуролог ответил в нашем эфире так:
"Мне кажется, это демонстрация того, что мы сегодня можем сделать так, а завтра мы сделаем по-другому и вы, те, кто это потребляете, ничего не сможете сделать нам в ответ. Нам ничего не будет за это, и даже если нам позор уготован или, наоборот, нам путинскую премию дадут, – все равно вы этого не заметите. Вы просто будете аплодировать в любом случае, что бы мы ни сделали. Что б мы вам в голову не вложили, вы все равно будете это потреблять. Мне кажется, вот что за этим стоит".