Ссылки

Новость часа

"Нефть, газ и лес по ценам, выгодным Пекину". Экс-дипломат – о том, почему и на каких условиях Китай будет помогать России вести войну


Встреча Си Цзиньпина и Владимира Путина 20 марта 2023 года. Фото: ТАСС
Встреча Си Цзиньпина и Владимира Путина 20 марта 2023 года. Фото: ТАСС

Во вторник, 21 марта, в России продолжатся переговоры Владимира Путина и лидера Китая Си Цзиньпина. Глава КНР прибыл в Москву накануне, на публике прошла короткая протокольная часть встречи, официальные переговоры только предстоят, и пройдут они за закрытыми дверями.

Эксперты сходятся на том, что от переговоров Путина и Си не стоит ожидать каких-то шагов относительно прекращения войны в Украине: китайскому лидеру выгодно внимание западных стран к войне, а не к взаимоотношениям Китая с США. Борис Бондарев – российский дипломат, ушедший в отставку из-за вторжения РФ в Украину – в эфире Настоящего Времени рассказал, готов ли Китай помогать России продолжать войну и в чем будет выражаться эта помощь.

Дипломат в отставке Борис Бондарев объясняет, почему и на каких условиях Китай будет помогать России вести войну
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:07:15 0:00

— Представитель украинского МИДа сказал, что ожидает того, что Китай повлияет на Россию, и Си – на Путина. Возможно ли, по вашему мнению, что закончится это тем, что Россия согласится вывести войска из Украины?

— Если мы так категорично говорим, то, я думаю, нет. Не будет никакого окончания войны и вывода войск. Я думаю, что господин Си приехал в Москву не для того, чтобы оркестрировать окончание войны и проигрыш России, если это так видится.

— А для чего?

— На мой взгляд, это многоплановый визит. И вообще, позиция Китая, как говорил американский эксперт [в эфире] буквально пару минут назад, довольно сложная. Потому что, с одной стороны, сейчас главная задача Китая – это стратегическое соперничество с США, которое провозглашено самими американцами уже несколько лет назад. Но Китай не хочет, конечно, какой-то новой холодной войны с США, поскольку недостаточно еще силен для этого. Поэтому то, что устроил Владимир Путин, напав на Украину, и тем самым отвлекая на себя ресурсы и внимание США и всего Запада, – это, конечно, большой подарок Китаю. Китай в этой связи заинтересован в том, чтобы такая ситуация продолжалась как можно дольше, чтобы как можно дольше США были заняты украинским урегулированием и не были в состоянии в полную силу противостоять развитию Китая. В этом Китай должен как бы поддерживать Россию. Но при этом не хочет и сильно портить отношения с Западом. Поэтому ситуация у них такая.

— На что готов пойти Китай, по вашим оценкам, для того, чтобы, как вы говорите, как можно дольше эта война продолжалась?

— Во-первых, это экономическая поддержка, то есть покупка того, что Россия может продать, как это уже происходит. Мы видим, это и нефть, и газ, и лес, и другие минеральные ресурсы по ценам, выгодным для Пекина прежде всего, поскольку это, получается, рынок одного покупателя. Но тем не менее, если Запад пытается отрезать Путина от источников финансирования, то Китай эти источники готов ему предоставить. Плюс, я бы не стал исключать, вполне возможно, что Китай, если посчитает, что есть в этом необходимость, начнет помогать Путину и военным путем. Как минимум – поставки материалов для производства вооружений, поставки самих [вооружений].

— Какие-то комплектующие.

— Наверное, начать можно было бы с боеприпасов – это самое простое: это патроны, снаряды, мины, ракеты для систем залпового огня. То, чего у Китая очень много, что есть советских образцов и так далее. То, в чем нуждается российская армия в первую очередь, наверное. Может быть, какие-нибудь беспилотные системы не сильно продвинутые.

Понятно, что какие-то продвинутые образцы вооружений Китай вряд ли будет поставлять, потому что это будет говорить, во-первых, сразу о его активном подключении к войне, чего Китаю не хочется. И конечно, Китай не заинтересован в том, чтобы его самые современные разработки попали каким-то образом в руки американцев, например.

Китай даже может просто не сам поставлять боеприпасы, а, допустим, разрешить это делать Северной Корее. Северная Корея – это такое государство – клиент Китая, которое существует во многом благодаря тому, что Китай позволяет Северной Корее существовать, более или менее выживать, скажем так, экономически. Поэтому у них есть хорошие рычаги действия. Если Си Цзиньпин разрешит товарищу Киму поставить какое-нибудь количество боеприпасов, стволов, артиллерии и так далее, он это сделает. Тем более Корея сейчас под санкциями, им терять нечего.

— А что Китай взамен получит? Собственно, выгодное ему продолжение войны?

— Во-первых, да, продолжение войны, продолжение оттягивания внимания Запада с Китая на Украину и Россию. Во-вторых, Китай получает все больший доступ в российскую экономику. Скорее всего, продолжение поддержки он может обусловить, допустим, получением каких-нибудь пакетов акций крупных российских предприятий, я бы не стал этого исключать. Получение контроля над трубопроводами, например, в дальнейшем. То есть это может быть такая "ползучая" китаизация.

В целом российский режим будет все больше и больше зависеть от Китая в политическом смысле. Допустим, Китай может использовать Россию для прикрытия собственной политической деятельности где-нибудь, где ему не хотелось бы привлекать к ней особого внимания, и так далее. И на фоне как раз жестокой и не очень адекватной российской политики китайское так называемое миролюбие будет выглядеть очень респектабельным, очень уважаемым, очень взвешенным. И он тем самым будет набирать очки в глазах многих стран, в первую очередь развивающихся. То есть это для него довольно выигрышная ситуация.

— Вы как человек, который был внутри системы, поясните нам: вот они встретились, два лидера, что-то обговорили. Это должно быть закреплено в некоем документе? Он обязательно должен быть обнародован? Или нет? Или это просто на уровне договоренностей друг с другом?

— Сегодня, как я понимаю, у них такое неформальное общение, завтра будет официальное: переговоры большой делегацией. (Интервью взято в эфире программы "Вечер" 20 марта 2023 года – НВ.) По итогам, как правило, принимается какое-то коммюнике или заявление, либо совместная декларация, которая, как правило, содержит очень общие тезисы: что обе страны за мир во всем мире, что они осуждают войну, агрессию и так далее, требуют уважения законных интересов и так далее. Вполне возможно, что в эту декларацию будет впихнут этот самый пресловутый мирный план Китая, который сам по себе настолько же декларативен. А какие-то конкретные договоренности будут достигаться на техническом уровне между различными ведомствами. То есть два лидера согласовали общее управление, потом дают указания своим министрам это все проработать уже конкретно. И вот будут конкретные договоренности. А если речь пойдет о каком-то военном взаимодействии, конечно, это все будет засекречено и мы об этом вряд ли что-то узнаем.

— В аэропорту Путин не встречал Си. Это о чем-то говорит? Или это норма?

— Я не стал бы сильно этот вопрос будировать, но мне кажется, что чем больше Россия попадает в зависимость от Китая, тем сильнее пропаганда будет стараться подчеркивать равноправный характер этих отношений. Поэтому, может быть, этот шаг укладывается в эту канву.

XS
SM
MD
LG