Европейские чиновники обсуждают возобновление поставок трубопроводного газа из России в ЕС, чтобы стимулировать переговоры по окончании войны в Украине, сообщила газета Financial Times со ссылкой на источники.
Сторонники сделки заявили, что так ЕС сможет снизить для себя цены на энергоносители и даст России повод для долгосрочного прекращения огня в Украине. В частности, такой точки зрения придерживаются представители Германии – крупнейшего в ЕС импортера российского трубопроводного газа до полномасштабной войны России в Украине, а сейчас драйвера закупок российского сжиженного газа (объем поставок СПГ в Европу из РФ стал рекордным в 2024 году).
Противниками сделки, по данным издания, стали чиновники Брюсселя и дипломаты из Восточной Европы.
Советник по политике ЕС Петар Танев рассказал Настоящему Времени, что о практической дискуссии о возможности возврата к поставкам российского газа ему неизвестно. По его словам, "скорее наоборот: постоянно происходит такой поиск возможности как минимум поэтапного отказа от импортного российского газа, особенно СПГ".
"Еврокомиссия пытается найти и установить четкий и ускоренный график отказа от российского СПГ, чтобы завершить процесс раньше поставленного периода до 2027 года. В условиях, когда режим Путина ведет агрессию против Украины, нельзя странам – членам Евросоюза использовать возможность наполнять российский бюджет таким образом. Мы знаем, на что идет этот бюджет. И сейчас, конечно, активно обсуждаются механизмы отказа от российского СПГ".
По его словам, это введение количественных ограничений на закупки российского СПГ, повышение тарифов и пошлин на импорт, чтобы сделать поставки российского СПГ экономически невыгодными, и поэтапное закрытие доступа российским компаниям и терминалам СПГ в Европейском союзе.
Процесс идет уже почти три года. И, по словам Танева, ускорить его сложно:
"Когда нет терминалов, которые могут перенаправлять газ со стороны других стран, и нет более легкого пути для поставок газа со стороны других стран, в сравнении, например, с Россией, с газопроводом "Ямал", или до этого вообще был "Дружба", но его перекрыли. Но это возможно сделать. Нужно создать эти механизмы, и Еврокомиссия должна проработать аналитически и предложить реальную альтернативу тем странам, которым кажется, что это может затронуть их как-то экономически и финансово".
При этом, по его словам, этот вопрос не стоит на повестке дня в Совете Европейского союза. Танев выразил надежду, что инициативу проявит Польша, которая сейчас председательствует в Совете ЕС, – "страна, которая на передовой линии по поддержке санкционной политики в отношении России и энергетической диверсификации всего Европейского союза от российских энергоресурсов".
Венгрия, отмечает Танев, ранее накладывавшая право вето на санкции против России, перестала это делать: так как ее финансирование зависит от европейских фондов.
"Но есть проблемы с Германией, есть проблемы с Бельгией, есть проблемы с Францией, – признает эксперт. – И это задача Еврокомиссии: создать им четкий план, как поэтапно отказаться от российского СПГ. Как только будет дорожная карта отказа, как только будет юридически обязывающий механизм сокращения импорта, как только ужесточится контроль за обходными схемами, теневой флот танкеров, который использует и продает российский СПГ, как только будут введены реальные санкции против всех этих посредников, потому что на данный момент они, к сожалению, все еще не введены, тогда уже можно говорить на практике, что действительно можно решить как-то этот казус".
По его словам, для этого нужно провести переговоры с третьими странами: Соединенными Штатами, Катаром, Норвегией, Алжиром. "Нужно создать необходимую экосистему, при которой поставки энергоресурсов со стороны этих стран действительно выгоднее не только политически, морально, но и экономически и финансово", – резюмировал эксперт.