Российский Минюст внес в список "иностранных агентов" телеканал "Дождь" – частный российский канал, работающий с 2010 года. В отличие от всех предыдущих СМИ, которые в России получали этот статус, у "Дождя" даже нет иностранного юридического лица – издание зарегистрировано в России. Официально причину включения в реестр российские власти не объявляли, неназванный источник госагентства РИА Новости заявил, что у "Дождя" обнаружилось 3,7 млн рублей иностранного финансирования. Теперь по российским законам "Дождю" надо будет маркировать весь свой контент и сдавать дополнительную отчетность в Минюст.
Директор информационной службы "Дождя", телеведущая Екатерина Котрикадзе рассказала Настоящему Времени, будет ли "Дождь" исполнять все требования Минюста и как это повлияет на эфир телеканала.
— Я правильно понимаю, что вы – первое полностью российское СМИ, у которого нет иностранных юрлиц, признанное СМИ-"иноагентом", а в вашей финансовой отчетности нет иностранного финансирования?
— Видимо, так и есть, да. В нашей отчетности нет никакого иностранного финансирования просто потому, что мы никогда не получали денег из-за рубежа. Это очень важно подчеркнуть. Более того, все финансовые данные телеканал "Дождь" выкладывает на сайте, финансовая отчетность прозрачна, абсолютно транспарентна. Это было принципиальной позицией руководства телеканала, в частности генерального директора Натальи Синдеевой. И так продолжалось все эти годы – 11 лет, что "Дождь" работает.
Тут совершенно нет никаких сомнений в том, что это вопрос политический, это решение политическое. И те попытки предъявить нам какие-то тысячи рублей или даже три миллиона, которые нам предъявляют как основание для того, чтобы мы были признаны "иностранным агентом", – это настолько смешно, это такой бред, это такая подтасовка фактов, что нет ни у кого на канале, да и вообще в Москве, если вы поговорите с разными людьми, с представителями как прокремлевских каких-то кругов, так и либеральной общественности, то никто вам не скажет, что где-то действительно считают, что дело в иностранном финансировании "Дождя".
Тут по умолчанию все понимают, что это политическое решение. Тут по умолчанию все понимают, что свободные СМИ в России зачищают, что в России власть не хочет, чтобы существовали такие средства массовой информации, как телеканал "Дождь". Поэтому разговор вообще о каких-то формальных основаниях для признания "Дождя" "иностранным агентом" – это смешно. И на самом деле эта деталь никого не интересует, ясно, что это абсолютно формально.
— Уже было сообщение о том, что телеканал продолжит свою работу несмотря ни на что, но как это повлияет на работу редакции? Как-то вы будете менять формат?
— Мы не будем менять формат – мы будем, естественно, следовать этим предписаниям совершенно идиотским, к сожалению, мы вынуждены, но мы законопослушные граждане Российской Федерации. Мы уже им следуем. Если вы откроете сайт телеканала "Дождь", если вы увидите эфир телеканала "Дождь", вы видите эту плашку несуразную с этими словами про то, что "данное сообщение распространено СМИ, выполняющим функции иностранного агента".
В общем, мы это вынуждены делать, и мы это будем делать, потому что мы работаем в России, мы работаем из России. Мы понимаем, что если мы не будем следовать этим предписаниям, то нас ждут гигантские штрафы, которые мы просто не в состоянии потянуть.
— Если текстовое сообщение еще можно проматывать – промотали и дальше читаем, то по видеосообщению, которое длится 15 секунд, сложнее. Как отреагировали на это зрители? Стали ли вас больше смотреть или больше приносить донатов?
— Да, гораздо больше. И это огромное счастье. Мы все, конечно, ожидали, что будет зрительская поддержка, потому что у нас очень верные зрители, и это огромное достижение за все годы работы "Дождя", потому что еще в 2014 году, когда "Дождь" пытались прикрыть, тогда телеканал "Дождь" выжил благодаря поддержке зрителей. И эти же самые зрители, и их стало сейчас больше, это огромное число – миллионы людей, – они понимают, в каком мы оказались положении. Они оказывают нам и финансовую поддержку, и подписываются. Это самое главное для нас сейчас – подписывайтесь на "Дождь". И донаты – это тоже очень важно.
Наши зрители настолько прекрасно понимают, в каком мы сейчас положении, в каком положении страна, что эти 15 секунд на самом деле уже никого не беспокоят. Они уже не раздражают. И вообще в России начали привыкать к этой плашке, к этим словам. Люди уже просто закрывают на это глаза, проматывают или дожидаются эфира, потому что они знают, что вот такая ситуация.
— Издание "Медуза" после попадания в реестр "иностранных агентов" заявило о потере доходов и урезало зарплату буквально всем сотрудникам. Рекламодатели стали уходить от них. Ожидаете ли вы подобного? Что будет с вашей рекламой?
— Мы не ожидаем подобного, мы настроены оптимистично, мы посмотрим, как будут развиваться события в этом направлении. Но, опять же, поскольку привыкли к ситуации с "иноагентами" не только зрители, но и вообще все люди, связанные с нами коммерческими отношениями, мы очень надеемся, что никаких проблем с точки зрения рекламы у нас не будет. Хотя это, конечно, абсолютно непредсказуемая история.
— Учитывая то, что вы сказали, что это политическое решение, учитывая то, что телеканал "Дождь" зарегистрирован в России и не получает иностранного финансирования, у вас есть надежда, что вы сможете снять этот статус и решение суда будет в вашу пользу?
— Мы сейчас это обжалуем. Мы прекрасно понимаем, что происходит с российской правовой судебной системой. У нас нет каких-то преувеличенных ожиданий. Но одновременно с этим мы будем бороться, потому что мы следуем российскому законодательству в гораздо большей степени, чем те люди, которые признают нас и наших коллег "иностранными агентами", нежелательными организациями и прочее. Мы будем бороться всеми возможными способами. Мы, конечно, будем работать.