В Оше и его окрестностях власти и жители до сих пор устраняют последствия мощного селя, сошедшего на город 14 июля. Тогда грязевые потоки затопили улицы, местный рынок и несколько районов у реки Ак-Буура и унесли несколько человек. Тело пятой жертвы, 29-летней женщины, которая считалась пропавшей без вести, накануне обнаружили в Узбекистане: сель унес ее с центрального базара Оша. У погибшей остались сиротами семеро детей.
В Оше пострадали десятки домов: они либо разрушены, либо залиты грязевыми массами. Убытки подсчитывают и торговцы городского рынка, по которому прошлись бурные потоки воды.
Нилюфар Дадажанова с семьей живет в районе Жаны-Кыштак: в основном здесь живут этнические ромы. Как посчитали муниципальные чиновники, только в этом квартале непригодными для жилья после схода селя оказались 17 домов. От дома Нилюфар остались одни руины, а вся домашняя утварь семьи утонула в грязи. С одной стороны, женщина благодарит судьбу за то, что все в ее семье остались живы, но ее также одолевает страх: где и как дальше жить?
"Если бы нас унесла вода, я не знаю, кто бы нас спас, плачет Дадажанова. – У меня маленькие дети. Младшей всего семь месяцев. Нам сейчас некуда идти, дом разрушен. Родители у меня умерли, а муж – инвалид второй группы".
Нилюфар рассказывает, что во время стихии она с тремя детьми была дома:
"Мы сидели дома, пили чай. Шел дождь. Мы услышали странный шум. Я выбежала на улицу, смотрю – вода идет, очень много воды, – рассказывает женщина. – Я сразу же метнулась в дом, взяла детей и побежала. Вода хлынула так быстро, все вокруг затопило. Если бы я промедлила, меня с детьми унесло бы".
Улицы Жаны-Кыштака и нескольких других районов Оша сейчас чистят от грязи, но часто это приходится делать вручную. Застройка в пострадавших районах местами очень плотная, а сами дома построены с нарушениями – из-за этого к ним не может подобраться техника.
"Здесь, как видите, плотная застройка, техника не может зайти. Поэтому спасатели и местные жители чистят своими руками, – рассказывает вице-мэр Оша Сонунбек Жунусбаев. – Тех, кто остался без жилья, мы временно располагаем в медресе, также устанавливаем для них палатки".
Центральный рынок южной столицы Кыргызстана также был затоплен селем. Еще недавно там стоял шум бойкой торговли, но сейчас можно услышать лишь звуки техники, которая сгребает в кучу испорченный товар.
Самара Ахматжанова – предпринимательница, которая торгует на рынке в Оше. Она перебирает вытащенные из грязи вещи и понимает, что продать их теперь не получится. По ее расчетам, стоимость испорченного товара у нее составила $11,5 тыс.
“Вот, все в грязи, смотрите, – показывает она. – У кого просить помощи, я не знаю. Два торговых места на рынке я арендую за 30 тысяч сомов. Товар внутри уничтожен, почти 80 процентов вещей – в грязи. До селя я завезла новую партию товара, с тех пор не прошло и 10 дней. Я товар брала под реализацию, за наличку нет возможности брать. Как я буду возмещать все это? Я просто не знаю".
На затопленном рынке уже побывал глава правительства Кыргызстана Акылбек Жапаров:
"Мы поможем вам, – пообещал он торговцам. – Но комиссия должна выяснить ущерб. Но если у вас, к примеру, ущерб составит 100 тысяч сомов, не рассчитывайте, что получите 300 тысяч или, допустим, миллион сомов".
О помощи пострадавшим со стороны государства сегодня заявил и президент Кыргызстана Садыр Жапаров. Он выразил соболезнования пострадавшим и родным погибших и призвал всех кыргызстанцев страховать свое имущество.
"Пострадавшим от наводнения, конечно, будет оказана помощь со стороны государства. Я дал поручение главе кабмина сформировать комиссию и узнать на месте, какая помощь нужна, – сообщил он. – Но граждане также должны научиться страховать свои дома. Если дом застрахован, то при повреждении от схода селей, землетрясения, пожара или другой стихии государственная страховая компания быстро восстановит его. Поэтому, пользуясь случаем, хочу призвать всех граждан зарегистрировать свое имущество в государственной страховой компании".
Президент также добавил, что правительство за последние годы делает все, чтобы предотвратить последствия таких селей. По его словам, где-то в Кыргызстане уже идет строительство селеотводных каналов и дамб.
В МЧС Кыргызстана винят в сходе селя массовую прибрежную застройку, которая часто велась с нарушениями.
"В черте Оша плотность застройки прибрежной территории резко выросла, и произошло сужение русла реки, – объясняет Даурбек Сакыев, глава департамента мониторинга и прогнозирования МЧС Кыргызстана. – Теперь мы пожинаем плоды этого хаотичного строительства. Даже неправильная высадка деревьев может стать причиной затора, а искусственные заторы сразу же ведут к затоплению".