В России уже несколько недель длится вторая волна эпидемии коронавируса: в последние дни число выявленных больных каждый день превышает 16 тысяч человек. Более 700 диагнозов "коронавирус" ежедневно ставится в Санкт-Петербурге: этот город, как и весной, снова стал одним из регулярных лидеров инфекционного антирейтинга.
Чтобы остановить эпидемию, власти Петербурга уже запретили общепиту работать в ночное время и обязали людей носить маски в общественных местах и транспорте. Но соблюдаются ли эти правила на самом деле?
Когда петербуржцы пытаются описать давку или столпотворение, они обычно используют выражение “как на Невском”, имея в виду Невский проспект. Это главная транспортная и пешеходная артерия города, и даже сейчас, во времена эпидемии нельзя сказать, что горожане, которые идут по улице, строго соблюдают социальную дистанцию. Весной "Яндекс" запустил сервис, который показывает индекс самоизоляции в мегаполисах. Петербург в нем имеет оценку в 1,1 балла, что по шкале Яндекса значит, что на улицах в городе "очень много людей", несмотря на призывы властей оставаться дома.
Власти уже закрыли школы, продлив осенние каникулы на неделю, до 8 ноября, и обязали жителей Петербурга носить маски в общественных местах и транспорте. Но правилам следуют не все пассажиры: кондукторам часто приходится просить людей в автобусах и трамваях прикрыть рот.
С 26 октября в Петербурге также после 11 часов вечера также обязаны закрываться кафе и бары. Во время весеннего карантина владельцы многих заведений незаконно устраивали приватные вечеринки, куда гостей пускали по пропускам. Скорее всего, эта практика будет действовать и осенью: накануне в центре города тоже можно было легко получить такое приглашение.
Многие бизнесы честно признают, что ограничения не соблюдают, и говорят, что для них это вопрос выживания. Особенно для тех, кто зарабатывает в основном только в летний туристический сезон: экскурсоводы, владельцы гостиниц, рестораторы. В этом году туристического сезона, по сути, в Петербурге не было.
"Или у людей не было денег, или люди боятся, – рассказывает сотрудник турфирмы Елена, которая возит автобусные экскурсии по городу. – Для иностранцев были закрыты границы, мы их вообще в этом году не видим. Нам очень плохо. Умрем ли мы от голода или коронавируса? Разница небольшая, так ведь?" Пока одни жители города не очень добросовестно соблюдают противовирусные правила, другие по несколько часов проводят в очередях, чтобы сдать тест на коронавирус.
"Стоим по несколько часов на улице! Записаться сложно, поэтому стоим… и в этой компании, и в соседней, – говорит Наталья, которая очень хочет убедиться в том, что она не больна.– Можно же нам просто раздать одноразовые заборы [тесты], мы бы здесь все сделали и отдали. Но нет! Люди стоят на улице по 70 человек. Естественно, тут дистанция не соблюдается, места всем не хватает".
Наталья работает в бюджетной организации: симптомов коронавируса у нее нет, но она обязана периодически сдавать тест. Вместе с ней в очереди стоят те, кто прилетел в Россию из отпусков и командировок. Многие на противовирусные меры смотрят скептически и в первую очередь видят в сдаче тестов чужую финансовую выгоду и только потом – реальную заботу о гражданах.
Кандидат биологических наук Алексей Куприянов сейчас в карантине. Для него опасность коронавируса очевидна, и он понимает, почему люди игнорируют противовирусные меры. Отчасти он объясняет это тем, что многие не доверяют официальным данным о заболеваемости и смертности. По словам ученого, цифры, которые озвучивают власти, действительно противоречивы.
"Примерно с середины августа количество выздоравливающих людей у нас было равно ровно половине заболевших с точностью до необходимого округления. Мы над этими цифрами смеялись, как только заметили, а заметили месяц назад, – рассказывает Куприянов. – Мы уже видели такую историю в Москве: так называемый "собянинский" коридор в августе (назван в честь мэра Москвы Сергея Собянина – НВ). Собянин сказал, что заболеваемость будет в пределах 650-700 случаев в день, и вот так оно и держалось ровно-ровно в течение довольно длительного времени".
"Как только на это обратили внимание – в данные по заболеваемости тут же вернулась вариация", – замечает Алексей Куприянов.
По оценке Куприянова, нынешние данные о заболеваемости коронавирусом в Санкт-Петербурге также скорее занижены: пациентов с таким диагнозом на самом деле может быть гораздо больше. Эту гипотезу подтверждает и недавнее исследование Европейского университета. Еще в июне ученые предположили, что коронавирусом в первую волну эпидемии переболели почти 6% жителей Петербурга: это в 10 раз больше официальных цифр.