Ссылки

Новость часа

Почему концерты казахстанского бойз-бенда Ninety One отменяют по всей стране. Премьера документального фильма


В 2015 году в Казахстане появилось новое музыкальное направление – Q-pop. Оно вбирает в себя элементы западного электропопа, хип-хопа, танцевальной музыки и R’n’B в разных пропорциях, но самое главное, чем вдохновлялись создатели, – корейская поп-музыка (k-pop). Имидж исполнителей зачастую подразумевает яркие волосы, пирсинг, татуировки, макияж и унисекс-одежду.

Появление музыкального жанра связывают с рождением и последующим стремительным набором популярности группы Ninety One. Бойз-бенд возник на кастинге в Южной Корее, но их песни – на казахском языке, а большинство текстов – о современной казахстанской молодежи и их проблемах. Название группы тоже неслучайно – в 1991 году Казахстан получил независимость. Поклонники группы называют себя "иглз" (от англ. eagles – орлы), и их фирменный жест – перекрещенные ладони в виде птицы, изображенной на национальном флаге Казахстана.

Уже через год после создания группа столкнулась с агрессией. В октябре 2016-го жители города Жезказган написали в акимат коллективное письмо, и концерт группы Ninety One был отменен. В письме говорилось, что участники коллектива оказывают негативное влияние на воспитание молодежи. Под заявлением поставили подписи более 350 человек. Концерты группы были отменены в городах Атырау, Караганде, Кызылорде, Кокшетау и в Усть-Каменогорске. После этого казахстанские СМИ активно освещали конфликт вокруг группы, многие отмененные концерты закончились уличными протестами ее фанатов.

Фильм "Петь свои песни" ("Мен сен емес") Катерины Суворовой исследует социальный конфликт, возникший вокруг ситуации с отмененными концертами, вскрывающий целый пласт социальных и культурных столкновений внутри казахстанского общества – между городской и сельской культурой, между традиционализмом и глобализацией, между вертикалью власти и личной свободой.

Фильм доступен на сайте до 19 октября.

Катерина Суворова полноценно представила обе стороны конфликта через двух героев – студента Амангельды Аралбайулы (фанат группы Ninety One) и студентки Багымжан Береке (противница). В фильме оба высказывают свою позицию и отношение к ситуации.

"Амангельды, который является одним из ярких фанатов ребят, мы нашли как раз в их фандоме. У Ninety One огромный фандом в Казахстане, есть фандом международный. Они все очень дружные, есть участники разного возраста, но в целом это тинейджеры. И они все такие дружелюбные, добрые, друг друга знают, часто устраивают совместные встречи или тусуются в одних и тех же местах. Там, среди этих ребят, мы и нашли нашего героя", – рассказывает автор картины. Багымжан Береке, представляющую противоположную сторону, нашли по поиску в интернете, ее имя фигурировало во многих статьях и тредах, посвященных борьбе с группой.

О конфликте вокруг бойз-бенда в фильме также говорят эксперты – исследователи медиа, социологи, языковеды, публицисты, искусствоведы. Они анализируют ситуацию и пытаются оценить эффект таких событий для общества и культуры.

Объясняя свой интерес к этой теме, Катерина Суворова рассказывает: "У проекта есть соавтор, ее зовут Евгения Плахина. Женя – казахстанский журналист, которая в настоящее время живет в Праге. Она долгое время была фанаткой Ninety One, и на самом деле именно Женя подбила меня на создание этого фильма. Сначала она присылала мне их клипы и говорила: "Посмотри, как это круто!" Она знала все про ситуацию со скандалами, но в первую очередь она была знакома с музыкой группы. В Казахстане наметилась тенденция отсутствия взаимосвязи миров казахоязычного культурного пространства и русскоязычного. И, поскольку ребята из группы живут в казахоязычном мире, какие-то вещи до моего мира толком не долетали. Я что-то слышала, но это не было частью моей повседневной повестки. И когда Женя начала мне про все это рассказывать, я поняла, что этот конфликт интересен сам по себе как драма. Потому что эти ребята из группы ведь работают на создание казахоговорящего контента для казахоговорящего культурного поля. Но они же встретили мощный отпор изнутри этой среды".

До "Петь свои песни" в 2016 году Екатерина Суворова сняла полнометражный фильм "Завтра море" о проблеме исчезновения Аральского моря. По ее словам, все ее картины объединяют одни и те же беспокойства и вопросы к обществу, в котором она выросла и живет: "Я из семьи коренных алматинцев, я выросла в Казахстане, и мои родители родились в Алма-Ате. Можно сказать даже, что мы больше алматинцы, чем казахстанцы, и это очень важно. В этом и других моих фильмах я исследую сегодняшнее лицо нас всех, живущих в Казахстане. И проблема сегрегирующих всех этих заявлений о том, что имеет право быть и что не имеет право быть, эти пластмассовые решения различных руководств. Чиновники хотят контролировать внешний вид артистов – все это, с моей точки зрения, в некотором смысле средневековые меры, и ничего, кроме возмущения, это вызывать не может".

Мнения обозревателей Настоящего Времени не всегда отражают точку зрения редакции

XS
SM
MD
LG