Ссылки

Новость часа

"Саммит последнего шанса": чего ждут от переговоров о прекращении огня в секторе Газа


Израильские военные в секторе Газа. Фотография предоставлена агентству AFP со стороны ЦАХАЛ первого августа 2024 года
Израильские военные в секторе Газа. Фотография предоставлена агентству AFP со стороны ЦАХАЛ первого августа 2024 года

"Саммит последнего шанса" – так называют планируемый на четверг новый раунд переговоров о прекращении огня в секторе Газа между Израилем и палестинским движением ХАМАС, признанным террористическим во многих странах мира. Саммит должен состояться в Каире или Дохе, и от его итогов зависит судьба всего Ближнего Востока, в том числе вопрос, начнется ли война между Израилем и Ираном.

Однако за сутки до ожидаемого начала переговоров ни у кого нет уверенности в том, что ХАМАС решит в них участвовать. Впрочем, и без этого существует множество сомнений, что участники конфликта смогут прийти к компромиссу в ближайшее время. Израиль и ХАМАС обвиняют друг друга в изменении базовых условий соглашения о прекращении огня, озвученных еще в конце мая президентом США Джо Байденом.

Специально для Настоящего Времени арабист и автор телеграм-канала о Ближнем Востоке Марианна Беленькая рассказывает, что известно о предстоящих переговорах.

Почему последний шанс?

Только соглашение о прекращении огня в Газе удержит Иран от мести Израилю, заявили несколько высокопоставленных чиновников в Тегеране агентству Reuters. Они сказали, что в случае провала переговоров или их затягивания Израилем Иран нанесет удар.

Поводом для очередной эскалации на Ближнем Востоке стало убийство 31 июля в Тегеране главы политбюро ХАМАС Исмаила Хании. Ответственность за это никто на себя не взял, но Иран обвинил Израиль и пообещал отомстить. Местью Израилю грозит и ливанская "Хезболла", чей военный лидер Фуад Шукр был убит в Бейруте за день до Хании. В отличие от произошедшего в Тегеране, Израиль взял на себя ответственность за убийство Шукра, отметив, что это был ответ за гибель детей в друзском населенном пункте на Голанских высотах.

Источники Reuters в Ливане указывают, что "Хезболла", как и Иран, готова дать шанс переговорам о прекращении огня в секторе Газа, но не отказывается от своего намерения отомстить Израилю. Одновременно кувейтская газета "Аль-Джарида" пишет о разногласиях Ирана со своими прокси. Тогда как Иран просит подождать до конца переговоров по прекращению огня в секторе Газа, ХАМАС, "Хезболла", хуситы и проиракские группировки требуют ударить по Израилю по всем фронтам одновременно. И в Тегеране опасаются, что не смогут контролировать своих прокси.

В то же время в израильском истеблишменте все чаще встает вопрос о неизбежности масштабной войны в Ливане, чтобы отодвинуть "Хезболлу" от границы с Израилем и прекратить обстрелы с ее стороны. Международные посредники на протяжении месяцев пытаются не допустить такого развития событий, но ситуация только ухудшается. Многие политические аналитики считают, что если "Хезболла" расширит радиус обстрела Израиля или атакует стратегически важный объект на его территории, у израильского руководства будут развязаны руки. То же касается и Ирана. Израиль обязательно ответит на удар.

Аналогичная ситуация была в апреле, когда Иран впервые в истории напрямую атаковал Израиль. Тогда никто не погиб, и посредникам удалось убедить обе стороны "не переходить границы". Но постепенно события на Ближнем Востоке становятся все менее контролируемыми. Большая война может затронуть сразу несколько стран в регионе, втянуть в боевые действия США, а также, возможно, Россию, чьи военные присутствуют в Сирии. Такого сценария никто не хочет, включая Израиль, Иран и "Хезболлу".

На этом фоне США и еще несколько западных посредников предложили план по урегулированию: соглашение о прекращении огня в секторе Газа в обмен на отказ Ирана и "Хезболлы" от мести Израилю. И в Бейруте, и в Тегеране понимают, что последствия большой войны могут быть очень тяжелыми, в то время как отказ от мести иранские власти и "Хезболла" могут преподнести как свою победу. Учитывая, что "Хезболла" неоднократно обещала остановить атаки на Израиль, если прекратится война в Газе, шанс на успех у предлагаемого плана есть.

Похоже, что интерес к западным предложениям явно проявляет и Тегеран. Хотя информация, поступающая оттуда, очень противоречива. Иранская делегация в ООН заявила, что они не принимали и не будут принимать участия в подобных переговорах. В то же время источники агентства Reuters утверждают, что Иран может отправить своего представителя на переговоры по прекращению огня в секторе Газа. Он не будет непосредственно принимать участие в консультациях, но может оказать влияние на позицию ХАМАС.

Кроме того, возможно, понадобятся оперативные, хоть и непрямые контакты иранцев с присутствующими на переговорах представителями США, учитывая, что сделка по Газе может приобрести больший масштаб и касаться "Хезболлы", а также других прокси Ирана – хуситского движения "Ансар Аллах" и иракских шиитских группировок, которые также ведут войну как с Израилем, так и с американскими силами в регионе.

Еще один важный момент в пользу срочной сделки – скорый уход администрации президента США Байдена. Кто станет следующим президентом США, пока не очевидно, но американская переговорная команда может смениться, как и акценты в продвигаемой Белым домом политической линии.

Но главное, что время уходит и для жителей самого сектора Газа, и для удерживаемых там израильских заложников. По данным Минздрава Газы, в секторе погибли более 40 тысяч человек, большинство из них женщины и дети. Израиль с этой оценкой не согласен и утверждает, что она завышена. Международное сообщество также регулярно высказывается об ухудшающейся гуманитарной ситуации в секторе Газа.

Все это заставляет посредников говорить о планируемых переговорах как о "саммите последнего шанса".

Что предлагают посредники?

Египет, Катар и США – три страны-посредника между Израилем и ХАМАC – девятого августа опубликовали совместное заявление, в котором призвали стороны конфликта возобновить переговоры о прекращении огня в секторе Газа. Предлагалось сделать это 15 августа в Дохе или Каире.

Посредники сообщили о своей готовности представить окончательный проект соглашения, который будет основан на принципах, озвученных президентом США Джо Байденом 31 мая и поддержанных Советом безопасности ООН. О чем идет речь, пока неясно. Предполагается, что новый документ попытается ответить на озабоченности обеих сторон.

"План Байдена" состоит из трех этапов. Первый рассчитан на шесть недель и подразумевает:

  • прекращение огня в секторе Газа,
  • вывод израильских сил из всех населенных районов сектора,
  • возвращение части удерживаемых ХАМАС заложников (женщин, детей, пожилых людей и раненых),
  • освобождение из израильских тюрем сотен палестинских заключенных,
  • увеличение объемов гуманитарной помощи в сектор.

Предполагалось также, что на первом этапе сделки палестинцы в Газе смогут вернуться в свои дома, в том числе на север сектора. На этом же этапе должны начаться переговоры о бессрочном прекращении огня.

Второй этап включает:

  • полное прекращение всех военных действий,
  • полноценный вывод всех израильских сил из оставшихся районов сектора Газа,
  • освобождение всех оставшихся в живых израильских заложников, включая израильских военных,
  • освобождение остальных палестинских заключенных.

Главным на третьем этапе в плане значатся:

  • восстановление сектора Газа, включая постройку новых школ и больниц,
  • возвращение всех тел погибших израильских заложников.

"План Байдена" официально нигде не публиковался, но утечки, появившиеся в СМИ, вызвали очень много вопросов – от того, сколько заложников будет освобождено, и до того, кто будет контролировать сектор Газа после вывода оттуда израильских сил.

По словам Байдена, план был основан на израильских предложениях. В Израиле это не опровергали, но дали понять, что это всего лишь рамочные принципы, а детали требуют согласования. Однако премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявлял СМИ, что он был категорически против полноценного окончания войны в рамках этого соглашения.

ХАМАС в целом одобрил план, но потребовал учесть его позицию.

В итоге с конца мая посредники провели несколько раундов консультаций со сторонами конфликта. При этом каждая вносила свои коррективы в базисные предложения. Наконец, в июле президент Байден написал в своем аккаунте в соцсети X, что предстоит еще много работы, но основные принципы соглашения для Израиля и ХАМАС согласованы. Однако публично обе стороны продолжали обвинять друг друга в препятствовании переговорам и внесении существенных изменений в план.

Нет особого оптимизма и сейчас. Израильские СМИ отмечают, что Белый дом уже готовится к ожидаемому сценарию, при котором контакты не принесут плодов. Тем не менее посредники до последнего надеются добиться компромисса.

Чего хочет ХАМАС?

Израиль уверяет, что ХАМАС внес 29 изменений в план. Каких именно, не уточняется. В целом общий контур позиции движения на протяжении месяцев остается неизменным: это полный уход Израиля из сектора Газа. Менялись нюансы. Так, например, ХАМАС то отказывался начинать переговоры о сделке до остановки Израилем военной операции в секторе Газа, то выражал готовность отказаться от этого требования.

Сейчас позиция ХАМАСа вновь ужесточилась. Это произошло после избрания Яхьи Синвара новым главой политбюро движения. Он сменил убитого в Тегеране Исмаила Ханию. До этого Синвар на протяжении семи лет занимал пост главы ХАМАС в секторе Газа. Его считают главным вдохновителем и организатором атаки боевиков ХАМАС на Израиль седьмого октября, которая спровоцировала войну.

Избрание Синвара стало абсолютно неожиданным. До сих пор основной задачей главы политбюро было осуществление внешних контактов, и этот пост считался больше политическим, а не военным. Синвар скрывается в секторе Газа и вряд ли в ближайшее время появится на публике. Кроме того, Израиль не хочет вести переговоры ни с Синваром, ни с кем-либо из руководства ХАМАС в секторе Газа. Израильские военные не скрывают, что их цель – ликвидация всех, кто был причастен к атакам седьмого октября. Это еще больше усложняет предстоящие переговоры.

Тем не менее страны-посредники связывают с назначением Синвара определенные надежды на успех переговоров: якобы он сможет реализовать сделку о прекращении огня, если его устроят достигнутые договоренности. Впрочем, и раньше именно за Синваром было последнее слово в решении судьбы сектора Газа. Каким оно будет – пока вопрос.

Предстоящие переговоры, если они состоятся, станут проверкой линии ХАМАС при новом руководстве. Однако еще за сутки до запланированных встреч не было ясности, присоединится к ним ХАМАС или нет. 11 августа ХАМАС призвал посредников представить конкретный план реализации соглашения о прекращении огня в секторе Газа и обязать Израиль выполнять его, вместо того чтобы снова садиться за стол переговоров – сначала прекращение боевых действий, а потом переговоры. Соответствующее заявление было опубликовано на официальном сайте движения. Во вторник и в среду представители ХАМАС продолжили заявлять, что не приедут на переговоры. Однако посредники, в первую очередь Катар, пытаются их переубедить.

В любом случае Яхья Синвар, как утверждает саудовский телеканал "Аш-Шарк", заранее обозначил свои "красные линии", с которыми посредники могут работать и без присутствия палестинской делегации:

  • обеспечение постоянного прекращения огня, а следовательно, "прекращение войны",
  • возвращение вынужденных переселенцев в свои районы,
  • вывод израильской армии из сектора Газа,
  • гарантии восстановления сектора Газа после войны,
  • "приемлемая" сделка по обмену пленными.

Касательно последнего пункта известно, что ХАМАС требует освобождения "всех лидеров палестинских движений, арестованных под надуманными предлогами и удерживаемых в израильских тюрьмах десятилетиями", а также всех задержанных женщин и несовершеннолетних, особенно тех, кто был арестован после седьмого октября 2023 года.

Среди тех, кого хочет освободить Синвар, – один из лидеров движения ФАТХ Марван Баргути и генсек Народного фронта освобождения Палестины Ахмед Саадат. Баргути был приговорен израильским судом в 2004 году к пяти пожизненным срокам по обвинению в убийстве пяти человек посредством организации терактов. Саадат был осужден на 30 лет в 2008 году за организацию убийства министра туризма Израиля Рехавама Зеэви. Важно также добавить, что Баргути – самый популярный палестинский политик и, согласно опросам общественного мнения, в случае его участия в президентских выборах в Палестине ему не сможет составить конкуренцию ни один из кандидатов, к какому бы движению они ни принадлежали.

Для Синвара освобождение столь знаковых палестинских заключенных – это демонстрация того, что ХАМАС отстаивает не только свои, но и общепалестинские интересы. Кроме того, это заявка на будущее управление сектором Газа. Выход из тюрьмы Баргути неизбежно изменит баланс сил и в ФАТХ, и в Организации освобождения Палестины, официально представляющей интересы палестинцев. Синвар, Баргути и Саадат могут решить вопрос о национальном примирении и положить конец расколу между властями в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан. Это, в свою очередь, осложнит ситуацию для Израиля.

Какова позиция Израиля?

Накануне предстоящего раунда переговоров американская газета The New York Times сообщила со ссылкой на полученные документы, что в конце июля Нетаньяху передал посредникам пять новых условий к базисной сделке, озвученной Байденом. Из них в тексте упоминаются два пункта:

  1. Израильские силы должны сохранить контроль над южной границей сектора Газа – Филадельфийским коридором. Эта деталь, как утверждается, не была включена в "план Байдена". В нем говорилось, что израильские войска будут выведены на восток от густонаселенных районов вдоль границ всего сектора Газа.
  2. Кроме того, Израиль требует создания механизма досмотра палестинцев, которые хотят вернуться в свои дома на севере сектора Газа после прекращения боевых действий, чтобы не допустить возрождения в этом районе террористических структур. NYT утверждает, что в "плане Байдена" оговаривалось, что те, кто возвращается в свои дома, не должны носить оружие, но из документа был убран пункт о проверке на его наличие. Теперь Израиль решил вернуться к этому требованию.

В комментарии для NYT офис Нетаньяху не оспаривал подлинность документов, но отрицал, что премьер добавил новые условия к "плану Байдена". Подчеркивается, что речь идет только о желании сделать более четкими некоторые из его пунктов.

В израильском истеблишменте существуют разногласия относительно условий сделки. Одни опасаются, что дополнительные условия могут ее сорвать, и надо сначала освободить заложников, а потом разбираться с дальнейшим. Они обвиняют премьера в затягивании переговоров ради собственной политической выгоды. Другие настаивают на четком фиксировании всех условий.

Спор идет о самых разных вопросах: и о механизме досмотра перемещенных лиц, и о Филадельфийском коридоре. Так, 10 июля министр обороны Израиля Йоав Галант заявил, что израильская армия может покинуть коридор на границе сектора Газа с Египтом, если там будут обеспечены условия для пресечения контрабанды оружия. Переговоры на эту тему ведутся с Египтом на протяжении нескольких месяцев.

В чем едины все израильские официальные лица, так это в желании добиться от ХАМАС освобождения как можно большего числа заложников уже на первом этапе.

На днях Йоав Галант сообщил, что сейчас обсуждается судьба от 20 до 35 человек.

"По вопросу о том, кого считать женщинами и пожилыми людьми, нет никаких споров, однако по вопросу о том, кого считать ранеными и больными, есть споры. Мы работаем над тем, чтобы максимально увеличить число [заложников]", – сказал он на одной из закрытых встреч в Кнессете, информация о которой попала в израильские СМИ.

Спорным остается и список имен палестинских заключенных, которых будет готов освободить Израиль в обмен на заложников.

Осложняющий фактор для Нетаньяху – угроза развала правящей коалиции в случае принятия сделки. Министр национальной безопасности Израиля Итамар Бен-Гвир призвал власти Израиля не направлять делегацию на переговоры, а вместо этого "поставить на колени" ХАМАС. Ранее Бен-Гвир, а также министр финансов Бецалель Смотрич угрожали Нетаньяху покинуть правящую коалицию в случае принятия Израилем сделки.

Вопрос в том, какой расклад сил на тот или иной момент будет приемлем для Нетаньяху и сможет ли он преподнести сделку населению как победу. И тут все снова возвращается к соглашениям, которые могут быть достигнуты в ходе переговоров.

Расколота и израильская общественность. Израильтяне надеются на возвращение заложников, но, как следует из опроса, проведенного по заказу газеты "Маарив" и опубликованного на ее страницах девятого августа, лишь около половины (48%) готовы поддержать сделку на условиях, информация о которых звучит сегодня в СМИ, и примерно столько же (42%) выступают за превентивные удары (не указывается, по кому именно, но, скорее всего, имеются в виду Иран и "Хезболла").

XS
SM
MD
LG