Светлана Бонина показывает фотографии дома в поселке Теткино Курской области, где она живет, сделанные несколько лет назад. Дом построили в 1906 году. За сто лет деревянные стены сгнили, крыша просела, а входные двери перекосило так, что их почти невозможно было открыть.
"Последнее время аж страшно было заходить. Мы не могли попасть в квартиру без ломика", – вспоминает Бонина.
И не без гордости показывает, как дом выглядит сейчас: "Фундамент полностью заменили, стены полностью заменили, крышу вот эту заменили. Всю канализацию, пол. Все это мы сделали, все новое".
Ремонт на полтора миллиона
Сначала Светлана Бонина пыталась добиться помощи местной администрации: писала заявления и ходила на приемы, пытаясь ускорить капитальный ремонт дома. Сделала за свой счет государственную экспертизу: она показала, что износ дома составляет 79%. Но ответственные чиновники, по словам Светланы Ивановны, выполнять обязанности не торопились, а дом рушился на глазах:
"С мужем решили: нечего ждать. Чего ждать? Пока рухнет здание? Дом? Здание могло все рухнуть, поэтому мы решили сохранить здание и спасти свою жизнь".
Обошли соседей, получили согласие. Уговаривать их не пришлось: люди боялись, что без ремонта их дом может рухнуть. "Кирпичи сыпались, страшно было. Угол проседал. И все боялись", – говорит жительница дома Наталья Птахина.
Стройматериалы и найм рабочих обошлись Светлане Бониной почти в полтора миллиона рублей. Для бывшей учительницы математики в сельской школе это астрономическая сумма. Сбережений на него не хватило, пришлось брать кредит. Теперь вся пенсия уходит на его погашение: 72-летняя Светлана Ивановна отдает банку 21 тысячу рублей в месяц.
Ремонта нет, а квитанция есть
Единственное, чего не учла бывший учитель математики, – платежей за капитальный ремонт, которого ей так и не удалось добиться. С 2014 года в России их в обязательном порядке начисляют всем собственникам квадратных метров в многоквартирных домах старше пяти лет. Когда Светлана Бонина получила квитанцию с требованием оплатить долг за капремонт на сумму 28 тысяч рублей, она решила пойти на принцип:
"Если я сделала за свой счет, не за государственный, не за счет регионального оператора, то региональный оператор обязан вернуть мне эти деньги".
Генеральный директор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области Артур Иванов не согласен со Светланой Ивановной: он говорит, что законных оснований для возврата средств не существует.
Чиновники утверждают, что пенсионерка провела реконструкцию дома, а не капитальный ремонт, потому что не привела здание к первоначальному виду 1906 года.
"Необходимо было сначала провести строительную экспертизу для определения процентного износа той или иной конструкции. После чего выйти с данной экспертизой в адрес органов местного самоуправления, тем самым запустив процедуру переноса работ по капитальному ремонту дома", – говорит исполняющий обязанности начальника государственной жилищной инспекции Курской области Семен Орехов.
Бонина напоминает, что экспертизу она сделала, а местные органы самоуправления предлагали ей ждать, продолжая открывать дверь в дом при помощи лома.
Иск против пенсионерки, иск против чиновников
Курские чиновники подали на Светлану Бонину в суд как на злостную неплательщицу взносов за капремонт. Пенсионерка направила встречный иск, но проиграла. Суд счел, что необходимость капитального ремонта не была доказана.
Светлана Ивановна рассказывает, что писала о двойной плате и президенту, и в Совет Федерации, и губернатору, и в "Единую Россию", и в Общественную палату. Но никто из представителей власти не встал на защиту пенсионерки из поселка Теткино, отремонтировавшей за свои деньги столетний дом.
КОММЕНТАРИИ