Массовые демонстрации против исламизации Германии и лояльной к иммигрантам политики прошли в Дрездене 12 января. 25 тысяч человек вышли на улицу с протестом против того, что они называют «исламизацией» Германии, - несмотря на призывы отменить шествие в знак уважения к жертвам парижского теракта.
Дрезденский марш - самая массовая акция протеста, которую удалось собрать ПЕГИДА – движению «Патриотические европейцы против исламизации Запада». По данным полиции, в парк в центре города, где молодежь обычно катается на скейтбордах, пришли 25 тысяч человек. В последние дни ПЕГИДА немало обвиняли в том, что она использует террористический акт в Париже для поднятия массовости протеста. Но глены организации утверждают, что это не так. По словам представительницы ПЕГИДА Катрин Оэртель, "Мы проводили сегодня такое же шествие, какие мы проводим каждый понедельник. Мы почтили память жертв. И, конечно, мы должны были это сделать. Но мы не призывали выходить на марш скорби, ничуть.”
По словам участников марша, "у людей есть право говорить о том, что происходит в их стране: об иммиграции, о войнах, которые идут в мире, о волнах беженцев, которые нахлынули в результате этого в Германию и в другие европейские страны”. “У меня было ощущение, что я иностранец, когда я жил в Мангейме. У меня было ощущение, что приезжие с высокомерием и пренебрежением относятся к немцам", - заявил корреспондентам "Настоящего времени" один из демонстрантов.
Ирония состоит в том, что в Дрездене практически нет мусульман. Их доля здесь составляет полпроцента, что очень мало в сравнении с 4-5% по Германии в среднем.
Многие германские политики обвиняют Пегиду в разжигании вражды и нетерпимости. К этим голосам присоединились и дрезденские культурные организации. На флаге над зданием дрезденской оперы Земпера написано: Глаза открыты, сердца открыты, двери открыты. Художественная галерея с гордостью сообщает, что в этом здании много иностранных творений.
Но многие признают, что Пегида поднимает серьезные вопросы и не надо от них отмахиваться. Франк Рихтер, директор Центра политических исследований Саксонии и лидер антикоммунистических протестов в Дрездене в 1989 году, уверен, что это движение существует из-за нерешенности социальных проблем, возникших в результате экономических перемен после падения коммунизма.
"Я слышал много подстрекательных выступлений. Очевидно, что у нас существует база для правого экстремизма, - признает Рихтер. - Но подавляющее большинство, 90% людей, вышедших на демонстрацию, не правые экстремисты, не нацисты и не готовы прибегать к насилию. Это просто люди, у которых есть проблемы. И этих проблем у них за годы накопилось столько, что они готовы выйти на улицу и возвысить свой голос”, - говорит он.
Эксперты, опрошенные "Настоящим временем", полагают, что и ПЕГИДА, и демонстрации против нее заставляют задуматься над серьезными вопросами о будущем – не только Дрездена, но и Германии в целом. По словам правозащитницы Умиды Ниязовой, дискуссия в обществе нарастает, и неудивительно, что гражданские институты и другие общественные организации устраивают марш за открытую толерантную Германию.
«Настоящее время»: Как давно начались эти анти-иммигрантские настроения в Германии, это связано напрямую с событиями в Париже, или это началось чуть раньше?
Умида Ниязова, правозащитница: Дискуссия о том, что мигранты в Германии не совсем интегрируются в немецкое общество, началась несколько лет назад. Еще тогда начали говорить о том, что турки и арабы живут в гетто и не изучают немецкий язык. И действительно, есть много людей, которые здесь проживают более двадцати лет и совершенно не говорят по-немецки. Но их меньшинство, большая часть очень даже хорошо интегрирована. То, что организовывает движение ПЕГИДА – это марши, которые раскалывают общество. Организаторы этих маршей говорят: «чужаки, уезжайте. Вы чужие, мы вас не хотим здесь видеть».
КОММЕНТАРИИ