Китайский лидер Си Цзиньпин планирует по видеосвязи поговорить с президентом Украины Владимиром Зеленским впервые с начала полномасштабного российского вторжения, пишет американская The Wall Street Journal. Как говорится в статье, вероятно, этот разговор произойдет после визита Си Цзиньпина в Москву, где он встретится с Владимиром Путиным. В Москву Си может приехать на следующей неделе. В статье The Wall Street Journal журналисты отмечают, что Китай хочет играть более активную роль в прекращении войны между Россией и Украиной.
Ранее Министерство иностранных дел Китая опубликовало 12 пунктов своей позиции по войне в Украине, выполнение которых, по мнению Китая, приблизит окончание войны. В Кремле комментировать слухи о подготовке визита китайского лидера в Москву не стали. А представитель администрации США Джейк Салливан заявил, что пока украинская сторона не получила подтверждения разговора Зеленского и Си, но в США надеются, что этот разговор все же состоится.
Менее чем две недели назад Си Цзиньпин встречался с Александром Лукашенко, их встреча проходила в Пекине. Сейчас же Лукашенко отправился в Иран. Официальный визит длился два дня. В телеграм-канале "Пул Первого", связанном с пресс-службой Лукашенко, вчера появилось много видео, на которых Лукашенко извиняется за двухлетнюю паузу в отношениях, но утверждает, что именно она дала понять, насколько страны нужны друг другу. Лукашенко также называет Тегеран колыбелью одной из самых продвинутых цивилизаций, цитирует иранские пословицы про дружбу, а санкции называет "временем возможностей". По итогам переговоров Лукашенко с главой Ирана Эбрахимом Раиси подписали дорожную карту всестороннего сотрудничества между странами до 2026 года. И, по словам Лукашенко, впервые согласовали все вопросы. Объем заключенных соглашений, договоров и меморандумов о намерениях белорусская сторона оценила в сто миллионов долларов.
Почему Лукашенко активизировал международные контакты и встречается с теми же лидерами, что и Путин? Об этом мы поговорили с бывшим белорусским дипломатом, главой "Народного антикризисного управления" Павлом Латушко.
– Путин собирается встречаться с Си, как пишет The Wall Street Journal. Лукашенко с ним уже встретился. Путин в июле летал в Иран, сейчас туда слетал Лукашенко. Почему собеседники у Путина и Лукашенко так совпадают?
– В настоящий момент мы наблюдаем фактически создание оси зла, которая будет определена на базовых точках – это Москва, к сожалению, мой родной Минск, Тегеран, Пхеньян. И возникает вопрос – присоединится ли к этой оси зла Пекин. Я думаю, что очень многое будет зависеть от результатов переговоров в Москве и последующей возможной беседы с президентом Украины Зеленским.
Опять же, мы понимаем, что у Лукашенко очень ограниченная субъектность, эта субъектность может осуществляться только с диктаторскими режимами или странами-изгоями – если мы посмотрим на Иран, Зимбабве. Поэтому у Лукашенко и другого выхода нет. Невозможно, чтобы с ним встретился глава Италии или Германии.
– Если говорить о встрече, которая, вероятно, готовится, китайского лидера с Владимиром Путиным. Большая, полномасштабная война России против Украины идет уже год. Как вы думаете, зачем сейчас Си едет в Москву? Что они могут обсуждать?
– Китай, как обычно принято в китайской дипломатии, философии и отношении к жизни, занял определенную паузу, он наблюдал за развитием событий. Я думаю, что еще, наверное, полгода тому назад мы ожидали, какой же шаг предпримет Китай в этой ситуации, сможет ли он предложить какие-то варианты по выходу из ситуации, из войны или по крайней мере приостановки войны.
Но такое ощущение, что Китай, как мы сейчас видим из публичных заявлений представителей Китая, не совсем понимает обстановку, которая складывается в Украине сегодня, кто является агрессором в этой войне, какова настроенность украинского народа победить в этой войне. Поэтому те предложения, которые по крайней мере прозвучали публично после визита одного из ведущих политиков Китая в сфере внешней политики, скорее прозвучали как будто прямо из Кремля, из Москвы.
Я думаю, что Китай как член Совета Безопасности ООН все-таки будет пытаться и дальше играть роль по поиску того компромисса, который мог бы, в их понимании, способствовать выходу из ситуации. На мой взгляд, шансы на это очень минимальны. По крайней мере, сегодня они никоим образом не просчитываются.
Китай заинтересован в ослаблении России, с другой стороны, не заинтересован в исчезновении или в развале, потому что это приведет к усилению влияния США
– Вы думаете, что представление Си Цзиньпина о том, как эта война России против Украины должна разрешиться, отличается от того, как это видит, например, турецкий лидер Эрдоган?
– Я не хотел бы здесь входить в детали. Тут необходимо сесть и все очень глубоко проанализировать: в чем нюансы и в чем схожесть этих двух концепций. Я думаю, с одной стороны, Китай заинтересован в ослаблении России.
С другой стороны, Китай не заинтересован в исчезновении или в развале России, потому что это приведет к дестабилизации в регионе, это приведет к усилению влияния Соединенных Штатов Америки.
Поэтому Китай заинтересован, с одной стороны, в дешевых ресурсах со стороны России. Здесь он получает уже определенные профиты, дивиденды.
С другой стороны, он не хотел бы доводить ситуацию до полного развала Российской Федерации, так как это минус один голос, минус один партнер в его многолетней борьбе против доминации, как они воспринимают, Соединенных Штатов Америки в мире.
– Если возвращаться к участию Лукашенко во всем этом выстраивании оси зла, как вы выразились, как вы думаете, насколько Лукашенко летает в Пекин и Тегеран для решения каких-то собственных нужд – или он летает туда, чтобы что-то просить для Путина?
– Лукашенко находится в очень сложной ситуации. Давайте посмотрим на его очень серьезные проблемы, связанные с тем, что Россия требует больше вовлеченности в войну, с одной стороны.
С другой стороны, его поездка в Китай не дала того ожидаемого результата, а он скорее получил условный мягкий дипломатический нагоняй за проблемы, которые возникли на транзитном пути поставки китайских товаров в Европейский союз в связи с решением Польши о закрытии ряда пограничных переходов и угрозы закрытия всех транспортных потоков, в том числе железнодорожных. Мы знаем, что аналогичные действия предпринимает Литва, закрыв один из железнодорожных переходов и ограничив возможности поставки железной дорогой хотя бы тех калийных удобрений из Беларуси.
Лукашенко сейчас пытается выйти из сложного экономического положения
Мы видим, что внутри все-таки действует партизанское движение – это атака и повреждение российского самолета. Украина, понятно, не простит Лукашенко его агрессию против Украины, потому что это не соучастие, а факт агрессии – предоставление территории. Его ждет международный трибунал. То есть присутствует внешнее и внутреннее напряжение в отношении Лукашенко.
Он сейчас пытается выйти из сложного экономического положения. Падение ВВП на 5% в прошлом году, в январе – опять минус 5%. Уменьшился экспорт на 10%. Буквально вчера была опубликована статистика: золотовалютные резервы за февраль упали на 373 млн долларов США. То есть Лукашенко испытывает серьезные трудности.
Россия пока денег не дает, он пытается по миру денег и там, где возможно, а возможности ограниченны, искать дополнительные источники финансирования. Иран – это как в том числе целевая страна для возможных совместных проектов в военной сфере и продажи оружия в интересах Российской Федерации.
А то, что там обсуждались именно военные вопросы, у меня сомнений никаких нет. Давайте просто посмотрим состав делегаций. Там был некто господин Дмитрий Пантус – председатель Государственного военно-промышленного комитета Беларуси. Ну не чайку же он ездил попить или попробовать национальную кухню Ирана. Соответственно, там точно обсуждались вопросы военно-промышленного сотрудничества.
Лукашенко прагматик. Он будет зарабатывать на смерти
– То есть, условно, они могли договариваться о поставках Беларуси оружия, которое, как вы думаете, пойдет в Россию?
– Речь шла, я думаю, о совместном производстве. Дело в том, что еще до своей смерти в конце октября, 26-27-го числа, Макей посещал Иран, в последующем 22-24 ноября в Иране был премьер Лукашенко Головченко. И, по нашим сведениям, тогда же находилась делегация Госкомвоенпрома, а также ракетных войск Беларуси. Одна из тем, которая обсуждалась, – это возможное сотрудничество в производстве баллистических ракет. Мы знаем также, что Лукашенко развивает программу производства дронов – это Барановичский авиаремонтный завод, где уже налажено производство. Также есть информация, что создается аналогичное производство на Гомельском радиозаводе. Якобы там уже осуществляется сборка или производство ряда узлов для дронов, которые поставляются в Российскую Федерацию.
Лукашенко прагматик. Он будет зарабатывать на смерти, он будет зарабатывать на войне, он будет производить больше оружия. Давайте посмотрим, что, по статистике Стокгольмского института мира, которая была вчера опубликована, за последние пять лет Беларусь увеличила импорт оружия на 55%, а уменьшила экспорт на 37%. Беларусь сама является выгодополучателем: приобретает больше оружия, соответственно, оружия производит больше и продает в интересах Российской Федерации.