В конце февраля, после того, как Россия напала на Украину, журналистка Лиза Кирпанова и актер Георгий Манучаров из Москвы решили бежать в США. "Был страх, что Жору могут забрать в армию, отправить на войну. И была опасность преследования независимых журналистов", – объясняют они свое решение. Пара уехала в Мексику и перешла границу в Тихуане: чтобы осуществить свой план, Георгий и Лиза продали квартиру родителей в Москве и совершили шесть перелетов, чтобы добраться до места.
Пересечь границу Лизе и Георгию удалось со второй попытки. Попав на территорию США, они были задержаны и отправлены в депортационный центр, но в итоге им разрешили остаться в США как минимум до сентября: в этом месяце москвичей ждет суд по вопросу об их депортации. Сейчас Лиза и Георгий вместе с адвокатом готовят пакет документов с доказательствами, что им грозила опасность в России и они заслуживают получить убежище в Штатах. Они надеются, что суд встанет на их сторону.
*****
Уже в прошлом году, еще до полномасштабного вторжения в Украину, число россиян, которые пытались попасть в США через Мексику, выросло в 280 (!) раз, и основной причиной были усилившиеся политические репрессии. Еще больше поток вырос после 24 февраля, когда Владимир Путин ввел войска в Украину.
Среди тех, кто решил бежать в США из-за войны, была и семейная пара из Москвы журналистка Лиза Кирпанова и актер Георгий Манучаров. "Новая газета", для которой писала Лиза, после начала войны была вынуждена прекратить работу из-за нового закона о "фейках об армии": он запрещал называть войну в Украине войной и требовал писать о происходящем только со ссылкой на Минобороны РФ. Были и другие инциденты: незадолго до войны полицейские избили журналистку дубинкой на митинге. Жилет с надписью "Пресса" Лизе не помог.
"Война изменила все наши планы абсолютно. Был страх того, что Жору могут забрать в армию и отправить на войну. И была опасность, и она есть, преследования независимых журналистов, – рассказывает Лиза. – Я жила в постоянной панике, принимала антидепрессанты, у меня был диагностирован ПТСР из-за того случая, когда меня избили на митинге. Было очень тяжело, когда начались задержания, штрафы, уголовные дела, уведомления от Роскомнадзора, связанные с войной… Я была в ужаснейшем состоянии: не знаю, как меня муж вытерпел".
До американской границы еще нужно добраться. Чтобы попасть в Тихуану, пограничный город на границе Мексики и США, который используют для транзита многие мигранты, супруги совершили в общей сложности шесть перелетов.
Сначала надо было попасть в страну. Лиза и Георгий рассказывают, что россиянам виза в Мексику не нужна, только электронное разрешение на въезд. Но если местные пограничники что-то заподозрят – развернуть домой могут еще в аэропорту. А билеты в Мексику из России – очень недешевые. Чтобы их оплатить, а потом купить подержанную машину, на которой супруги и пересекли границу, им пришлось продать в России квартиру. Но в итоге у них получилось въехать в США. Там супруги немедленно сдались полиции и попросили убежища.
"Офицер оборачивается на меня, делает движение, типа, показывай ID. Я буквально секунду показываю ему ID. Он делает шаг назад и кивает головой: типа, проезжай, – рассказывает Георгий. – И я думаю: как-то все это очень просто?! Я спросил: Are we in the USA? Потому что американский офицер не имеет права солгать. А он нам не ответил ни да, ни нет. Он просто замолчал в недоумении: чего вам надо? И мы сразу поняли, что случилось: мы пересекли границу".
Лиза и Георгий сказали, что просят политического убежища и сдались полицейским, отдали паспорта и телефоны.
"С того момента, как ты пересечешь границу (а это нарушение, если у тебя нет визы), к тебе будут относиться как к заключенному: надевать наручники, контролировать, пересчитывать. Это морально довольно тяжело, но терпимо, – говорит Лиза. – Мы об этом знали. Мы просили политического убежища, у нас были настоящие, реальные преследования. И мы ничего незаконного, кроме пересечения границы, не делали!"
Всего под стражей в депортационной тюрьме Лиза провела 16 дней, Георгий – почти месяц. Первую неделю супруги были в изоляторе. По их словам, мигрантов в тюрьме было очень много, а условия их содержания были очень жесткими: в какой-то момент в комнате размеров в 24 квадратных метра спали 28 женщин.
"Спали валетом, головы клали под шконки, на шконках тоже кто-то спал. Заворачивались в такие одеяла из фольги", – рассказывает Лиза Кирпанова.
"Там в основном все были русские, белорусы, армяне. Много армян. Чеченцы были, человек семь: три брата и еще по отдельности. Калмыки были. Короче, полный интернационал ", – рассказывает Георгий Манучаров.
Американскую границу в Тихуане вместе с Лизой и Георгием переходили и бегущие от войны украинцы. Волонтеры даже организовали для них специальный лагерь. Беженцам из Украины сейчас выдают разрешение на безвизовый въезд в США: с ним можно пробыть в стране как минимум год. С мая документы для въезда в США от граждан Украины начали принимать в Европе: и оттуда можно сразу лететь в Соединенные Штаты.
"Раньше украинцы приезжали в Мексику по туристической визе, а потом пересекали границу США по гуманитарным основаниям. А теперь люди смогут ехать напрямую в Соединенные Штаты. Для них это будет проще, безопаснее и дешевле", – объясняет волонтер Влад Федоришин, который работает в Тихуане.
"Мне кажется, будет лучше, потому что если переходить через Мексику – очень много пересадок. И очень долгая дорога. И очень дорого", – говорит беженка из Украины Анастасия Горда.
Для россиян, которые бегут из страны из-за войны, такой программы не предусмотрено. Пока что администрация Джо Байдена предлагает упростить получение американских виз только для российских ученых и инженеров.
С октября прошлого года по апрель нынешнего убежище в США получили меньше 11 тысяч человек. Только 13 из них были из России. Но Лиза и Георгий говорят, что других вариантов для себя не видели и ни о чем не жалеют. В сентябре у них будет суд по вопросу об их депортации. Сейчас они вместе с адвокатом готовят пакет документов с доказательствами, что им грозила опасность в России и они заслуживают получить убежище в Штатах. Они надеются, что суд встанет на их сторону.
"Как только мы пересекли границу – я сразу же поняла, что я в безопасности, – говорит Лиза. – Безусловно, США не идеальная страна. Здесь тоже нарушаются законы и права человека. Но здесь хотя бы это можно решить. Ты, скорее всего, добьешься справедливости в суде. Потому что суды здесь справедливые".