Ссылки

Новость часа

"Горячее дипломатическое противостояние может заменить горячую войну". Американист – об ответе США и НАТО Кремлю


Посол США в Москве Джон Салливан 26 января привез в МИД России письменный ответ Соединенных Штатов на российские требования о так называемых гарантиях безопасности. В США госсекретарь Энтони Блинкен на пресс-конференции заявил, что предоставленный России ответ предусматривает дипломатический путь вперед на случай, если Россия готова пойти по этому пути, и содержит принципиальную и прагматичную оценку высказанных российской стороной опасений. НАТО также передал России письменные предложения по безопасности. Об этом рассказал глава Североатлантического альянса Йенс Столтенберг. Он также призвал Москву к немедленной деэскалации ситуации возле границ Украины.

Александра Филиппенко, научный сотрудник Института США и Канады, в эфире программы "Вечер" высказала предположения, какой ответ может получить Кремль и может ли это противостояние разрешиться дипломатическим путем.

Американист Александра Филиппенко – об ответе США и НАТО Кремлю
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:10:08 0:00

– Действительно это, наверное, не совсем то, что ожидали увидеть в Кремле, услышать и прочитать, поскольку принципиально было получить письменный документ, какие-то письменные гарантии и заверения. В общем-то Кремль ожидал увидеть гарантии относительно невступления Украины в НАТО. Но мы уже много раз говорили о том, что это практически невозможно: никаких юридически обязывающих гарантий, конечно, Североатлантический альянс дать не мог бы, тем более в лице посла США в Москве. Поэтому да, это не совсем то, что Кремль ожидал увидеть. И собственно говоря, из этой пресс-конференции не следовало ничего нового, скажем так.

– Причем ни из одной, ни из второй: ни от Блинкена мы не услышали ничего нового, ни от Столтенберга. Повторение тех же нарративов.

– Да, совершенно верно. Радость в этой ситуации вызывает лишь то, что дипломатия продолжает работать, дипломатия не мертва и, в общем, все продолжается, несмотря на очень сложную ситуацию, на грядущие военные учения в Беларуси, что, конечно, вызовет дополнительную напряженность в регионе – это учения "Союзная решимость", которые предстоят в феврале.

Несмотря на это, продолжаются переговоры, и диалог Россия – НАТО, который происходит сейчас активно и на всех уровнях происходит взаимодействие, он продолжается. Это единственный позитивный вывод и в принципе единственный вывод, который мы можем сделать из этих двух пресс-конференций.

– От Столтенберга мы услышали, что Россия должна вывести свои войска из Украины, часто слышали, из Грузии и из Молдовы. По-моему, уже давно не вспоминали эти конфликты – в Грузии и в Молдове. Как я понимаю, имеются в виду Абхазия и Приднестровье, и не указывалось о том, что необходимо вывести.

– Да, конечно.

Тлеющие конфликты имеют тенденцию к тому, чтобы в какой-то момент воспламеняться

– Не повышение ли это ставок со стороны как раз НАТО?

– Возможно. Нужно сказать, что о войне с Грузией вспоминали как раз в связи с потенциальным вступлением Украины в НАТО, потому что мы помним, что в начале 2008 года до августа 2008 года Яценюк, Тимошенко и Ющенко отправляли запрос относительно вступления Украины в НАТО. И тогда Франция и Германия заблокировали это вступление. Поэтому многие вспоминали о том, что, возможно, если бы тогда это не было заблокировано, ситуация сейчас была бы совсем иной, и в 2014 году, конечно, ситуация была бы совсем иной. Поэтому сейчас снова вспомнили о том, что происходило в 2008 году, о Приднестровье, о замороженном конфликте, о котором действительно давно не вспоминали.

Но последние годы показывают, что такие тлеющие конфликты тем не менее имеют тенденцию к тому, чтобы в какой-то момент воспламеняться. Конечно же, в первую очередь приходит на ум Армения и Азербайджан.

– Не знаю, уж совпадение это или нет, но сегодня глава министерства иностранных дел Молдовы Попеску тоже заявил о том, что ожидают выведения российских войск из Приднестровья. Блинкен сообщил в этом письменном ответе, что России предложили "серьезный дипломатический путь". Как вы думаете, это все та же риторика или там некий иной предложен дипломатический путь, какой-то объем, о котором мы ранее не слышали?

– Мы можем только спекулировать на эту тему, гадать, условно говоря, но все-таки есть такое ощущение – опять же, это может быть исключительно мое ощущение, – есть огромное количество точек взаимодействия России и США вне европейского континента. Это касается в первую очередь Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому вполне возможно, могут быть предложены какое-то взаимодействие и какие-то совместные пути дипломатической, может быть, политической, может быть, экономической работы в Азиатско-Тихоокеанском регионе – в первую очередь относительно Китая, конечно же, в обмен на ослабление напряженности в Европе.

Мы знаем, что США не очень хотели, чтобы Россия публиковала тот документ, который США обещали передать в письменном виде. Москва сразу говорила о том, что они хотят обнародовать этот документ. Но, возможно, там действительно содержатся какие-то предложения относительно взаимодействия в совсем других частях света.

– А понимаете, кстати, почему США против публикации?

– Как раз, может быть, это связано с тем, что там содержатся какие-то предложения, которые могут обеспокоить Китай в том числе. Но это, опять же, я тут скорее спекулирую, фантазирую на эту тему, чем реально обладаю каким-то инсайтом.

– Официальных ответов от российского МИДа или от Кремля у нас пока нет, но вижу, что российский сенатор Джабаров в интервью, в коротком комментарии РИА Новости сообщил о том, что ответ США на предложенные Москвой гарантии безопасности не может удовлетворить Россию. А что же дальше теоретически-то будет?

– Опять же предполагаю, что никто из российских политиков не сказал бы, что любой ответ, кроме обещания от нерасширении НАТО на восток, о невступлении Украины и Грузии в НАТО, каким-то образом кого-то бы удовлетворил. Поэтому высказывания российских политиков – это либо попытка угадать мнение и желания Кремля так или иначе, или это желание угодить уже понятному, известному мнению. То, что касается дальнейшего развития событий, здесь может быть действительно несколько путей.

– Каких?

– В первую очередь это дипломатическое взаимодействие, которое, я надеюсь, как раз будет происходить в связи с тем, что диалог Россия – НАТО происходит каждый день: переговоры в составе большого количества дипломатов, это касается и кибербезопасности, и разоружения, и вопросов вообще вооружений в принципе по всему миру, и экономического взаимодействия, и разных типов взаимодействия.

Также не стоит забывать о том, что буквально накануне встречи министра Лаврова и госсекретаря Блинкена российская партия КПРФ предложила признать "ДНР" и "ЛНР" как независимые государства. Возможно, это произойдет, тут опять же я исключительно спекулирую, здесь нельзя точно что-то предсказать, однако признание ОРДЛО [отдельные районы Донецкой и Луганской областей] или "ДНР" и "ЛНР" независимыми государствами как раз сделает возможным выход из Минских соглашений Киева. Соответственно, с чистой совестью Киев сможет выйти из очень ограничивающих Минских соглашений, однако это будет очень серьезной потерей для украинского государства, поэтому здесь сложно предположить, что это будет так легко воспринято в Киеве. Однако такое горячее дипломатическое противостояние может заменить горячую войну.

Мне кажется, что горячего военного противостояния не будет

– То есть вы рассматриваете варианты развития: дипломатический, споры-соглашения-договоры-переговоры, документы, которые мы не видим и не читаем, или признание так называемых "ЛНР", "ДНР" независимыми государствами со стороны России. Сегодня там озвучивали еще, что могут и оружие поставлять: официально об этом просит "Единая Россия" у Путина, об этом чуть позже в нашем эфире. Два варианта вы видите?

– Поскольку я все-таки остаюсь оптимистом, мне кажется, что горячего военного противостояния не будет, поскольку мы понимаем, что такое противостояние будет означать действительно большую и серьезную войну, когда внимание всего мира сосредоточено на границе России и Украины. Конечно же, европейские государства не останутся в стороне, в отличие от 2014 года. В первую очередь это касается Польши, стран Балтии. Конечно же, они сразу выступят за размещение ракет на своей территории, чего сейчас нет, как мы знаем, и это дальше увеличит это военное противостояние вплоть до уже каких-то серьезных, уже не хочется на ночь глядя…

– …произносить страшные слова о мировых войнах.

XS
SM
MD
LG