Российская армия готовится к контрнаступлению ВСУ. На снимках из космоса отчетливо видны укрепительные сооружения, которые военные РФ строят на временно оккупированных территориях. Также эксперты отмечают, что российская армия перебрасывает ближе к передовой живую силу и технику. О том, когда может начаться контрнаступление ВСУ и куда придется основной удар, Настоящему Времени рассказал военный эксперт Роман Свитан.
– Вам как кажется, есть ли уже необходимые условия для контрнаступления у Украины?
Не раньше конца следующей недели, район пятого-седьмого мая
– Нет, еще рано, несколько дней дожди будут идти, потом подсыхать. Тяжелая техника, которую нам передали партнеры, ей очень сложно идти по той грязи, которая сейчас еще есть. Подсыхать будет минимум неделю после окончания дождей. Почва напитана водой, и двигаться практически невозможно. Более или менее еще можно двигаться в районе лесов, по дорогам с твердым покрытием, но выполнять широкомасштабные действия пока еще рано. Не раньше конца следующей недели, район пятого-седьмого мая.
– Исходя из той информации, которую видим в открытых источниках, можете ли вы рассказать, проанализировать, как Россия готовится к удержанию захваченных украинских территорий?
– Россияне увеличили плотность войск по всей линии фронта от Херсона до Купянска – где-то около тысячи километров фронта на глубину в сто километров, это до азовского побережья, до побережья Черного моря и на глубину под сотню километров вдоль Донецкого и Луганского фронтов. Та плотность войск россиян, которая сейчас есть, недостаточна для удержания ни одной готовой к наступлению армии по херсонскому и запорожскому направлению, и пока еще, можно сказать, достаточна для удержания наступающих войск в районе Донбасса: донецкого и луганского фронтов.
Видна подготовка к отходу. Тут вопрос: к управляемому или к бегству
Оптимальный вариант наступления, конечно, на южных рубежах. В районе херсонского и запорожского фронтов у россиян есть несколько откопанных линий обороны. Но хорошо подготовленные с инженерной точки зрения воинские части они удержать не смогут. Поэтому здесь уже видна подготовка россиян к отходу и с херсонского направления, и с запорожского. Вырытые укрепления, расположение гарнизонных средств удержания говорят о том, что готовятся отходить с херсонского направления в сторону Крыма, а с запорожского направления отходить в сторону Мариуполя, Ростова – на Донбасс.
Такого же уровня укрепления россияне сооружали на правом берегу Херсонской области, на правобережье Днепра, когда готовились к отходу на левый берег, то есть такими уступами в шахматном порядке вырыты укрепления. Их уже видно, и видна подготовка к отходу. Тут вопрос: к управляемому или к бегству. Если будет быстрое продвижение украинских войск, это будет разгром с бегством. А если будет управляемый отход россиян под давлением украинских войск, то это примерно такой же уровень отхода, как было на правом берегу Днепра.
Готовятся отходить с херсонского направления в сторону Крыма, а с запорожского в сторону Мариуполя, Ростова – на Донбасс
Удержать херсонское и запорожское направление с военной точки зрения просто невозможно: узкая полоса фронта, прижатая к двум морям на ширине в 500-600 километров, в глубину 100 километров, – нет военного механизма его удержать, тем более это приазовские степи – не за что зацепиться: ни рек, ни возвышенностей, ровная, как стол, поверхность.
– Будут отступать или побегут до Крыма с одной стороны и до, условно, Мариуполя с другой стороны?
– Так точно. Видны вырытые укрепления именно в таком порядке.
– Министр обороны Украины Алексей Резников заявил, что настроения в обществе от контрнаступления перегреты. Вы согласны с этим?
– Однозначно перегреты. Информационное поле, которое, в принципе, должно было быть как-то более или менее управляемым, отпущено. Так называемый туман войны. Это очень важно перед наступательными действиями вбросить в информационное пространство для того, чтобы у аналитиков противоборствующей стороны просто закипели мозги от иногда диаметрально противоположных утверждений, причем которые вбрасывают люди, включенные в ИПСО, то есть высокого уровня.
– То есть это когда, условно, Буданов говорит одно, а Резников – другое?
– Так точно.
– А что делать при этом людям-то: кому верить?
Оптимальный вариант – это выход на азовское побережье
– Людям просто надо для себя оставлять ту информацию, которая общая. Готовность к наступлению есть? Есть. Наступление будет? Точно будет. Общие цели наступления – это выход на азовское побережье, перерезание сухопутного коридора. Хотя первая основная задача любой армии – это уничтожение армии противника, потому будет выполняться первая задача: нанесение максимального урона армии противника, ну а дальше, как следствие, освобождение территорий. Еще раз повторюсь, оптимальный вариант – это выход на азовское побережье, как раз исходя из диспозиции и расположения войск и линии фронта.
– Роман, у меня сейчас ощущение, что обе армии замерли. Так ли это? Как бы вы сейчас описали ситуацию на фронте в целом?
– Российская армия однозначно замерла, не зная, куда будет нанесен удар, какими силами, но прекрасно понимая, кто первый попадет под удар. Первыми под удар попадут линии российской обороны, на глубину около тридцати километров. Когда начинают двигаться войска, то в принципе спастись невозможно обороняющейся стороне. То есть прорывается линия фронта до тридцати километров, это значит, все три линии фронта. Значит те, кто будут на острие удара, российские войска будут просто уничтожены. Вот потому и замерли, особенно в том районе, в котором понимают, где будет нанесен удар.
Сильно неуверенно чувствуют себя россияне в районе Бахмута
А на донецком направлении уж точно удара не будет наноситься. Нам невыгодно двигаться в сторону Донбасса, в сторону возвышенности. Россияне на Донбассе укреплены на возвышенностях и в агломерациях. Агломерацию лучше обойти. Потому более или менее себя уверенно чувствуют себя как раз донецкий фронт, район Донбасса, Горловки, может быть, Попасной. Но тут уже сильно неуверенно чувствуют себя россияне, допустим, в районе Бахмута, так как они там практически в клещах, если будет поставлена задача отсечь бахмутскую группировку вместе с соледарской. И это они видят прекрасно: у них голые фланги – и левый, и правый фланг голые. Если начнется движение, они там попадают тоже в замес.
Кроме донецкого направления, у россиян везде впереди может быть такой мощный удар, причем по всей линии фронта одновременно, а потом уже в прорывы пойдут наши войска. А украинские войска – однозначно идет подготовка к наступательным действиям. Она уже видна, уже пошли разведчики: военная разведка на глубину в тридцать километров, то есть на глубину работы армейской артиллерии, зашла для корректировки артиллерийского огня для доразведки, доведения разведданных, и дальше, может быть, подготовки плацдармов для форсирования либо Днепра, либо Каховского водохранилища. И, в принципе, на всю ширину фронта в тысячу километров уже начала работать армейская разведка, так как пошла "зеленка". То есть эти все движения видят наши, естественно, видит враг.