Украина может отказаться от участия в летних Олимпийских играх в Париже в 2024 году, если на Игры допустят спортсменов из России и Беларуси. Об этом заявил министр молодежи и спорта Украины Вадим Гутцайт. Он напомнил о заявлении Международного олимпийского комитета от 25 января.
В нем говорится о возможности участия в Олимпиадах спортсменов из России и Беларуси в нейтральном статусе при соблюдении некоторых требований: в частности, если они не поддерживают войну России против Украины. По словам Гутцайта, это заявление МОК обсуждалось "узким кругом лиц" на Олимпийском саммите, куда пригласили представителей только трех национальных олимпийских комитетов: Соединенных Штатов, Китая и России.
Об олимпийских перспективах российских и белорусских спортсменов в эфире Настоящего Времени рассказал создатель Sports.ru и "Трибуны" Дмитрий Навоша.
– Вы разбирались в решении МОК? Какие критерии должны выполнить спортсмены из России и Беларуси, чтобы попасть на Олимпиаду в 2024 году?
– Во-первых, важно сказать, что это не решение МОК, это концепция. Они опубликовали некое предложение, каким они видят выход из ситуации для того, чтобы, с одной стороны, не быть частью поддержки агрессора. Поэтому принципиальным остается отсутствие флагов России и Беларуси – только нейтральный статус для спортсменов из этих двух стран.
Но, с другой стороны, МОК хочет что-то делать с концептом равных прав, невозможности дискриминации по какому-либо признаку, включая такой признак, как паспорт. И в этой концепции предлагаются критерии. И среди прочих самый важный критерий, о котором все говорят, – это неучастие в поддержке войны.
Этому решению есть альтернатива. Это может быть, например, если обратиться к предложению Белорусского фонда спортивной солидарности, который представляет спортсменов, которые высказываются не только против российской и белорусской агрессии в Украине, но также после белорусских событий 2020 года действуют в поддержку демократических преобразований, они предлагают иной критерий – это прямое осуждение российской агрессии.
Это, конечно, гораздо более мощный критерий, по которому подходит гораздо меньше спортсменов, например, из России. Буквально единицы, кто осудил российскую агрессию: Дарья Касаткина, футболистка Карпова, бывший капитан сборной России Игорь Денисов. Таких очень мало, но это создает стимулы для спортсменов не отнекиваться, как прославленный в прошлом конькобежец Иван Скобелев в вашем сюжете, а все-таки сформировать свое какое-то мнение и озвучить по самым важным событиям не только в украинской, но и в российской истории в XXI веке. Поэтому в Украине это предложение принимается в штыки, потому что оно предполагает допуск всех этих молчунов.
– Непонятный критерий. Если спортсмен будет, например, доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах или будет участвовать в какой-то рекламной кампании "Единой России", которая поддерживает войну против Украины, это означает, что этот спортсмен не участвует в поддержке войны?
– Это хороший вопрос. Если в этих обсуждениях уцелеет этот концепт, который предложил МОК, уцелеют критерии неучастия в поддержке войны, то, конечно, дальше очень важно закапываться в детали и смотреть: что является поддержкой войны, а что не является. Редакция украинской "Трибуны" ведет отдельный реестр российских спортсменов, кто, с их точки зрения, участвует в поддержке войны, так называемой спецоперации, мобилизации и других связанных с войной [процессов].
– И вы эти данные даже передаете в Верховную Раду Украины.
– Да. Но мы их прежде всего публикуем в пабликах, их первыми все равно видят читатели. А Верховная Рада Украины просто пользуется этими данными для введения санкций и для подачи в международные санкционные списки. И под эти критерии подпадает более 200 спортсменов из России и Беларуси. Мы считаем, что если такие критерии будут рассматриваться МОК, то это, наверное, может быть каким-то компромиссом, потому что в России вообще никто из спортсменов не произносит слово "война", потому что в России нет никакой войны, а есть какая-то "специальная военная операция", и иногда довольно очевидным образом некоторые действия нацелены на поощрение военных действий. Например, как матч бывших футболистов "Спартака" с мобилизованными в рамках осеннего этапа мобилизации. Вроде бы слов поддержки войны не произнесено, но, конечно же, это публичное мероприятие нацелено на продолжение и усиление российской военной агрессии.
– Вы говорите, 200 человек в вашем списке – это те, кто публично поддерживает войну?
– Да, именно так.
– А вы можете назвать имена некоторых из них?
– Если брать самых известных, то это Александр Большунов – трехкратный олимпийский чемпион. Я думаю, что он уже никогда не появится в международном спорте, потому что он, в принципе, замазался довольно глубоко и участвовал в том самом митинге в "Лужниках" на 200 тысяч человек вместе с Путиным. Александр Легков – еще один олимпийский чемпион в лыжах, сестры Аверины, ряд фигуристов, баскетболистов, футболистов, очень многие российские бойцы. Есть большие вопросы и к боксерам, и к бойцам ММА.
Если говорить об активных людях, то это также шахматист Сергей Карякин, который, наверное, один из немногих, кто имеет такую искреннюю украинофобскую позицию, потому что он не только принимает участие в каких-то госмероприятиях, но и сам активно выступает в своем собственном блоге, где постоянно распространяет какую-то конспирологию или украинофобские и шовинистические публикации. Это довольно большой список.
– Как вы считаете, а этот ваш список может ли в будущем использовать Международный олимпийский комитет?
– Наша редакция "Трибуны" совершенно точно будет его предлагать в этом качестве. Вся эта информация будет переведена на английский язык. Все доказательства – будь то публичное заявление, будь то фотографии с провластных, прогосударственных мероприятий и особенно с мероприятий, нацеленных на поддержку мобилизации или в оправдание войны, – все это ляжет на стол международным спортивным чиновникам.
– И более 200 российских спортсменов не смогут принимать участие в Олимпийских играх. Как вы считаете, если будет принято окончательное решение, при этом российские и белорусские спортсмены будут выступать как нейтральные спортсмены? То есть никаких упоминаний России и Беларуси в соревнованиях не будет вообще?
– Да, не будет упоминаний, не будет флагов, не будет чиновников из России и Беларуси, потому что очевидно, что это государственные чиновники, это часть машины, которая работает на войну. Достаточно сказать, что в Беларуси Национальный олимпийский комитет возглавляет сын Лукашенко. Да, это, по сути, эта речь МОК ведется про такой гуманистический подход, при котором человек не отвечает за свой паспорт.
– Какая ваша личная оценка такой рекомендации МОК в целом? Вы за то, чтобы российский спортсмен публично осудил войну или не принимал участие в поддержке этой войны?
– Я бы лично адвокатировал подход, при котором планка доступа поднимается до осуждения войны, до осуждения российской агрессии, до того, чтобы называть вещи своими именами. И мы видим пример Беларуси, где более двух тысяч спортсменов выступили против насилия по итогам выборов 2020 года и сейчас всецело поддерживают Украину. И один в прошлом олимпийский спортсмен даже воюет за Украину в белорусских подразделениях.
Ничего страшного не произошло. Да, за этим есть некая цена: против спортсменов открываются уголовные дела и так далее. Но спортсмены, в отличие от большинства других людей, могут себе позволить, в конце концов, уехать из страны. У большинства из них есть какой-то запас денег, у них есть визы, у них есть документы, у них есть международно признанная профессия. И они себе могут позволить гораздо больше, чем средний житель России или Беларуси. И в ситуации, когда медиа уничтожаются – вот вы только что разговаривали о "Медузе", – когда они запрещаются, криминализируются и так далее, опинион-лидеры, спортсмены, какие-то представители культуры – их голос вдвойне и втройне важен сейчас, для того чтобы эта война как-то выдыхалась и была в какой-то момент остановлена.