Второй год Беларусь, которая 24 февраля превратилась в пособницу нападения России на Украину, живет в условиях самых жестких экономических санкций с момента обретения независимости. Чтобы ослабить их, Минск пытается пойти на контакт с Западом. В начале апреля министр иностранных дел Владимир Макей отправил в Брюссель письмо. В нем он призывал ЕС к диалогу, обещал, что его страну не втянут в войну, а еще сравнивал экономические санкции с Берлинской стеной. Желающих пойти на контакт с Минском не нашлось. В МИД Беларуси заявили, что и не питали иллюзий по этому поводу.
"Какие-то попытки для ведения диалога с властями предпринимались еще с августа 2020 года. Неправительственные организации, в том числе из Швейцарии, занимаются этим. Какой у них уровень взаимосвязи с правительством страны, где они зарегистрированы, – это открытый вопрос. Насколько нам известно, до сегодняшнего времени никаких серьезных подвижек в этом диалоге не было. Мы сомневаемся, что какие-то вопросы можно будет разрешать, не признав то, что белорусский народ является субъектом и что белорусский народ должен быть за столом переговоров. На сегодняшний день белорусский народ представляет Светлана Тихановская", – объясняет представитель лидера оппозиции по международным делам Валерий Ковалевский.
Сам Лукашенко, который все это время предоставлял российской армии территорию страны, на заседании Совета безопасности в начале апреля заявил, что Беларуси не нужна война, и всячески отрицал участие в боевых действиях.
"Минск хочет продать ЕС свое неучастие. Они считают, что в условиях войны это дорогой товар, за который ЕС готов заплатить. Это удалось в 2014-2015 годах, когда Минск воспользовался войной России против Украины для размораживания отношений с Западом. Сейчас они пытаются повторить тот же маневр", – считает политолог Валерий Карбалевич.
Еще зимой в интервью Настоящему Времени украинский политолог Евгений Магда заявил, что любой выстрел с территории Беларуси политически уничтожит Александра Лукашенко. Он, по мнению эксперта, стал заложником своей дружбы с Владимиром Путиным.
"После того как с территории Беларуси вылетали ракеты, вылетали самолеты, заходили российские войска, единственное, что его оправдывает, – это то, что белорусские войска не принимали непосредственного участия в агрессии против Украины", – пояснил тогда политолог.
Главная цель диалога с Западом – ослабление экономических санкций в отношении Беларуси. Собеседники Настоящего Времени оценили возможность такого диалога как маловероятную. По мнению Валерия Карбалевича, для этого Минску пришлось бы сильно изменить свою нынешнюю позицию. И письма в Брюссель тут не помогут.
"Для них оказалось неприятным сюрпризом, что эта попытка, искренняя, как они считают, была сбита на взлете. Их обращение было опубликовано, слито в СМИ, чтобы люди знали, что происходит и какие шаги предпринимает режим. Мягко говоря, остались без штанов посреди площади, когда на тебя все смотрят", – заключил представитель лидера белорусской оппозиции по международным делам Валерий Ковалевский.