Утром 8 апреля по железнодорожному вокзалу украинского города Краматорск в Донецкой области был нанесен ракетный удар – в тот самый момент, когда тысячи людей на вокзале ждали эвакуации. 38 человек погибли на месте, а еще 12 умерли в больнице (среди погибших пятеро детей). Еще 86 человек пострадали, многие из них в тяжелом состоянии.
Расследовательская группа Conflict Intelligence Team считает наиболее вероятным местом пуска ракеты город Шахтерск: он контролируется сепаратистами "ДНР". В то же время Минобороны РФ утверждает, что у России нет ракет "Точка-У", которой был обстрелян вокзал, и возлагает ответственность за обстрел на Украину. Однако в CIT заявляют, что заявления Минобороны РФ – ложь: ракеты "Точка-У" есть как минимум у 47-й бригады российских вооруженных сил, которая дислоцирована у Донецка. Также есть кадры из Шахтерска, снятые утром 8 апреля, которые очень похожи на пуск ракеты.
Очевидцы и военные эксперты также утверждают, что ракета была снабжена кассетными боеприпасами: внутри нее было множество мелких поражающих металлических частей. При взрыве такие ракеты и снаряды обладают большой поражающей силой и ранят гораздо больше человек мелкими осколками: именно это и стало причиной большого числа жертв в Краматорске.
Андрей Загороднюк, глава Центра оборонных стратегий и бывший министр обороны Украины, в интервью Настоящему Времени подтвердил, что ракеты "Точка-У" у России есть. "Это очень серьезная, мощная ракета, с серьезной поражающей силой", – подчеркнул он.
– Вы обладаете не только военной экспертизой, но и собственно данными, как бывший министр обороны. Есть ли у России "Точки-У", по вашим данным?
– Есть.
– Сколько?
– Неизвестно, точно не знаем. Но есть, и достаточно.
– В том районе, откуда стреляли, они сейчас могут находиться?
– Они могут находиться где угодно, они их могут перевозить.
– А вы фиксировали во время российско-белорусских учений в 2022 году, что там на этих учениях использовалась в том числе "Точка-У"?
– Насколько я помню, нет, не использовалась. Но они у них есть, это несложный механизм, они их могут запускать сколько угодно.
– Можете рассказать подробнее про "Точку-У"? Насколько это точное оружие. Могли, например, целиться в грузовой состав, а попасть по вокзалу с мирными жителями?
– Во-первых, они не целились, скорее всего, в грузовой состав. Они целились именно туда, куда целились, это абсолютно осознанная атака на мирных жителей, на гражданскую инфраструктуру.
Вероятность ошибки возможна. Но из того, что мы знаем, скорее всего, это не было, скажем так, ошибкой. Это было осознанное действие. И именно так этот удар воспринял весь мир. Мы с утра говорили с некоторыми нашими партнерами, международными организациями, союзниками. Общая позиция международного сообщества – что это осознанное спланированное мероприятие.
– Какая у "Точки-У" точность?
– Они уже стреляли по нашим складам "Точками". Конечно, там разбег может быть, может быть, потенциально это какие-то метры и десятки метров. Но: стреляя конкретно в эту платформу, в этот вокзал – совершенно однозначно они понимали, что эта ракета попадет, скорее всего, на вокзал, где собираются люди. То есть называть это какой-то ошибкой не имеет никакого смысла.
– Россия при этом говорит, что она уничтожает именно военную инфраструктуру Украины…
– Это не так. Это абсолютно не так. Во-первых, это далеко не первый случай таких обстрелов, как мы знаем. То есть да, Краматорск они обстреляли впервые, имеется в виду именно по вокзалу. Но то, что они стреляли по другим городам ракетами, – это абсолютно точно. И нет ни малейших сомнений относительно того, что это – спланированная акция. Поэтому любые разговоры об ошибках не имеют смысла. Они понимали, что рядом находятся люди, они понимали, кто там находится. Там наверняка были люди, которые координировали все эти полеты. Не надо сейчас пытаться искать в этом какое-то отсутствие умысла. Умысел был безо всяких сомнений.
– Местные власти сообщают, что обломки этой ракеты, ее какие-то детали находили в радиусе 40 метров. Это она действительно настолько разрывается?
– Конечно. Это очень мощная, серьезная ракета, которая летит достаточно далеко. То есть у нее очень серьезная поражающая сила , и что еще тут скажешь?
– Она чем-то была начинена? Можете нам это объяснить? Поскольку один из местных жителей на видео показывает металлический предмет и уверяет, что в ракете находились такие поражающие элементы.
– Любая ракета начинена взрывчатым веществом. Это, как правило, химические соединения типа гексогена, октогена и так далее. То есть это синтетические взрывчатые вещества и поражающие элементы.
Поражающими элементами могут быть любые металлические предметы, которые разлетаются с огромной силой и, соответственно, наносят это поражение. У нас тут прошла информация о кассетном боеприпасе этой ракеты, но нам надо дождаться официальных выводов и не спекулировать пока что данными. Но я видел в средствах массовой информации, речь шла о кассетном заряде.
Если это правда, то это отдельная история. Потому что кассетный заряд, как мы знаем, это заряд, которой начинен сам по себе отдельными зарядами, который содержит в себе другие заряды. И такие боеприпасы запрещены международными соглашениями. Россия, насколько я помню, соглашение о кассетных боеприпасах не подписала, то есть она оставляет за собой право их использования. Но, в принципе, это противоречит международному праву, даже праву войны, потому что даже против военной силы нельзя применять кассетные заряды.
Так что если это правда, если следствие выяснит, что это было именно так, ну тогда вообще... Хотя как еще можно нарушить все возможные нормы международного права и морали, стреляя в гражданский вокзал, где большое скопление гражданских лиц? Тут уже не о чем говорить.
– По вашим данным, какова ситуация на Донбассе в целом? Когда Россия может начать активную фазу наступления с участием сил, переброшенных из других областей Украины?
– Точную дату на данный момент называть я не могу. Но мы точно знаем, что это дни. Это не месяцы, не недели, это дни. И на данный момент известно, какая ситуация. Они пытаются закрепиться на определенных районах, с которых они потом могут разворачивать свои силы. Там постоянно происходят бои, как мы знаем. И, в принципе, они да, действительно накапливают силы для такого полномасштабного широкомасштабного наступления со стороны района Изюма на юг и со стороны Волновахи на север. Вот, собственно говоря, это известные факты, то есть на данный момент они накапливают силы и средства для этого.
– Изюм – это Харьковская область. И получается, по вашим данным, если они пойдут с Изюма на юг, это куда? В Запорожье?
– Район Изюма. Я не говорю о том, что они пойдут именно по нему. Да, то есть это в район именно административных границ Донецкой и Луганской областей.
– То есть они хотят взять в кольцо, по вашим данным?
– Это не столько кольцо, сколько они хотят взять полностью под контроль Донецкую и Луганскую область. Об этом они заявляли неоднократно. Будет это кольцо, будет это какой-то другой оперативный план – это как бы уже просто такой вопрос. Да, в принципе, как было неоднократно в прессе и в других источниках сказано, речь идет о том, что они именно хотят отрезать нашу группировку на Донбассе от остальной Украины. Но, естественно, страна об этом знает, вооруженные силы об этом знают, штаб знает. И поэтому ведутся определенные действия, я думаю.
– Сегодня премьер Словакии рассказал, что была прямо целая спецоперация для того, чтобы передать Украине свой единственный, как уверяет премьер, зенитно-ракетный комплекс С-300. Насколько это поможет Украине?
– Любые комплексы помогут Украине. Любые вооружения помогут Украине. Но, как мы знаем, у нас есть определенная политика по некомментированию транспортировки и вообще поступления помощи от союзников. Я бы, честно говоря, ее придерживался. Касательно того, помогает ли дополнительное оружие нам для усиления нашего боевого потенциала – конечно, помогает.