Ссылки

Новость часа

"Она верит, что справедливость восторжествует". Россиянка доказывает невиновность узбекистанки, осужденной за теракт в метро Петербурга


"Шохиста удивительный человек. Ее вообще нельзя связать с убийством"
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:35 0:00

"Она удивительный человек. Ее вообще нельзя связать с убийством"

3 апреля 2017 года на перегоне между станциями "Сенная площадь" и "Технологический институт-2" в метро в Санкт-Петербурге произошел взрыв. Погибли 16 человек, включая предполагаемого смертника, уроженца Кыргызстана Акбаржона Джалилова, более 100 человек пострадали. Как утверждает ФСБ, именно Джалилов пронес в метро две бомбы: одну он оставил на "Площади Восстания" (позже ее обезвредили саперы), а другую взорвал в вагоне между станциями.

Организаторами теракта следствие объявило братьев Аброра и Акрама Азизовых, уроженцев Кыргызстана и граждан России. Они, по версии ФСБ, получили деньги у участника международной террористической группы "Катиба Таухид валь-Джихад" ("Батальон "Единобожие и джихад") в Турции, возглавляемой выходцем из Оша, этническим уйгуром Сирожиддином Мухтаровым, а затем перевели их смертнику. Целью теракта, как считает следствие, было вынудить российские власти прекратить военную кампанию в Сирии.

Аброр Азимов в 2019 году был приговорен к пожизненному заключению; Акрам Азимов получил 28 лет строгого режима. Помимо них, к длительным срокам в тюрьме в декабре 2019 года были приговорены еще около десятка выходцев из Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Среди них была и 49-летняя гражданка Узбекистана Шахиста (Шохиста) Каримова: она также получила 20 лет колонии.

Елена Бабинцева из Санкт-Петербурга уже почти два года переписывается с Шохистой Каримовой и рассказала узбекской службе Радио Свобода, что убеждена в абсолютной невиновности женщины. На это же обращали внимание и другие правозащитники, в частности общество "Мемориал". Каримова, как и другие восемь обвиняемых по делу о теракте, признана правозащитниками "Мемориала" политзаключенной.

Что заставило петербурженку заняться делом Каримовой?

Бабинцева по образованию учитель биологии, но много лет занимается защитой животных и людей в трудной жизненной ситуации.

"У меня такое положение в обществе, – говорила Елена в одном из интервью. – Спасенные бомжи, кошечки, собачки. Я не имею никакого отношения не только к исламу, но и к религии вообще. Как, собственно, и Шохиста. Она мне стала как сестра, хотя мы никогда не виделись вживую. Я чувствую ее боль как свою".

"Она удивительный человек. Ее вообще нельзя связать с убийством, даже с убийством курицы", – говорит петербурженка о Каримовой.

Каримова, как следует из материалов дела, – разведенная женщина, мать троих детей. Несколько лет назад она приехала в Россию, пытаясь накопить деньги на свадьбу дочери. Она жила в Лесном городке в Одинцовском районе недалеко от Москвы и мыла посуду в кафе, где работал также Аброр Азимов.

Бабинцева рассказывает, что Каримова окончила техникум по специальности "швея-мотористка" и всю жизнь шила. Сначала в Москву зарабатывать деньги на стройке поехал ее старший сын, а затем и остальные члены семьи. В Санкт-Петербурге Шохиста не была ни разу и никакого отношения к теракту или организованной преступной группе не имела: ее единственная связь с предполагаемым организатором теракта заключалась в том, что женщина и еще один работник кафе как-то разрешили Азимову по его просьбе воспользоваться их кнопочными телефонами. На этом основании их включили в террористическое сообщество.

Теракт в петербургском метро: год спустя
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:33 0:00

Каримова рассказала в письмах, что сотрудники ФСБ подбросили ей детали взрывного устройства во время обыска. Следователь СК РФ Андрей Жигулин заявлял, что при обыске у Каримовой были найдены граната F1, два детонатора, запал и микросхема.

"Ей сказали выйти из комнаты, она вышла. Потом ее завели обратно. Берут ее сумочку, переворачивают, и там оказываются проводки, железячки, – пересказывает Бабинцева содержание писем Каримовой из тюрьмы. – Потом ей говорят: возьмите железячки в руки, потрите о волосы. Она все выполняет. Она простой человек, ничего не понимающий. Очень наивная".

Адвокат Шохисты Муса Абдулвахобов подтвердил узбекской службе Радио Свобода, что оперативники во время обыска принудительно проводили провода устройства по подмышкам женщины, таким образом оставляя на них "биологические следы", и втерли в ее волосы остатки обнаруженного в ее доме взрывчатого материала.

На суде Шохиста Каримова не признала себя виновной ни по одному из выдвинутых против нее обвинений (участие в террористическом сообществе, теракт, покушение на теракт, приготовление к теракту, незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств организованной группой). В своей последней речи женщина плакала и просила суд освободить ее, заявив, что она невиновна и ее "подставили". Но суд, вынося приговоры, проигнорировал слова Каримовой о том, как были получены "доказательства" в ее адрес.

Каримова не единственная фигурантка дела о теракте в метро, в отношении кого "доказательства", собранные ФСБ, вызывают вопросы.

Адвокаты обвиняемых еще на стадии следствия сообщали, что ФСБ подкинула их подзащитным во время обыска оружие и взрывчатые вещества. Минимум трое фигурантов дела также заявили правозащитникам ОНК о пытках, которым силовики их подвергали в "секретной тюрьме".

В деле также были и другие нестыковки: в частности, одного из братьев Азимовых задержали вовсе не в Московской области, как сообщалось в официальном пресс-релизе ФСБ. Мужчина был задержан в больнице в Кыргызстане и вывезен из реанимации в Россию оперативными сотрудниками ФСБ. Родственники Азимовых также заявляли, что дело в их отношении фальсифицировано.

"Мы считаем проведенное расследование крайне неубедительным. "Катиба Таухид валь-Джихад" не взяла на себя ответственность и не выдвинула никаких требований, а в деле не содержится весомых доказательств ее причастности, – подчеркивают правозащитники "Мемориала", которые также занимаются защитой осужденных по делу о теракте в метро. – Вину всех 11 осужденных, которых заподозрили в контактах с Джалиловым, мы считаем недоказанной. Более того: изучив материалы дела, мы убедились в невиновности как минимум девятерых. Мы полагаем, что ФСБ вместо того, чтобы всерьез искать виновных, "нахватала" в основном первых попавшихся под руку людей, у которых к тому же крайне мало ресурсов – денег, знаний, общественной поддержки – для самозащиты".

Правозащитники "Мемориала" отдельно подчеркивают, что обвинения в причастности к теракту, выдвинутые в адрес Шохисты Каримовой и повара Содика Ортикова, которые работали с Аброром Азимовым в одном кафе, "абсолютно не обоснованы".

"Я не сомневаюсь, что Шохиста абсолютно невиновна! За последние два года, которые я знакома с ней, я составила ее подробный психологический портрет, полностью ознакомилась с материалами уголовного дела, просмотрела все фильмы об этой трагедии и до секунды изучила происшествие, заметила множество противоречий, – рассказывает Бабинцева по следам переписки с Каримовой. – Затем я прочитала приговор суда, в котором также есть бесчисленное количество нестыковок, ошибок. Из 111-страничного приговора вы понимаете, что у суда нет ответа на эти несоответствия".

Бабинцева, как и правозащитники "Мемориала", подчеркивает, что в деле Каримовой есть несколько процессуальных ошибок, неточностей и прямых фальсификаций доказательств следствием.

"Хуже всего то, что все вещественные доказательства уничтожены и адвокатам не разрешают их повторно просматривать, – говорит женщина. – Взорванный вагон, например, был уничтожен".

"Наша переписка с Шохистой состоит из более чем 100 писем. Более сотни! Она хочет справедливости, она верит, что справедливость восторжествует, – рассказывает петербурженка. – Она проходит периоды отчаяния, но потом опять возрождается. Ее физически очень сильно покалечили, но морально она жива за счет любви в ее душе. Эта любовь ее держит".

Бабинцева говорит, что Каримову содержат в СИЗО в очень жестких условиях:

"Ей не дают книги, а она очень любит читать и могла бы найти успокоение в книгах, – рассказывает Бабинцева. – Но передавать книги практически невозможно: их забирают в библиотеку на проверку, и они где-то там пропадают".

Адвокаты Каримовой и других осужденных по делу о теракте утверждают, что их дело скоро дойдет до Верховного суда по правам человека в Страсбурге. Бабинцева со своей стороны надеется, что Каримова будет если не освобождена, то по крайней мере будет отправлена на родину.

По словам Бабинцевой, дочь Каримовой в Узбекистане вышла замуж, но боится общаться с матерью, так как боится осуждения. Но женщину поддерживает сын, который живет в России.

Изначально материал о Шохисте Каримовой был опубликован на сайте узбекской службы Радио Свобода

XS
SM
MD
LG