Температурный минимум в жилых помещениях зимой в Украине будет снижен до 16 градусов. Об этом на заседании правительства заявил премьер-министр Денис Шмыгаль. Это делается для того, чтобы экономить уголь и газ. О том, что грядущая зима будет самой тяжелой за годы независимости, чиновники предупреждают уже несколько месяцев. Ведь из-за ракетных атак российской армии люди и вовсе этой зимой могут остаться без тепла и электричества. Выжить в таких условиях сложнее всего будет тем, кто живет в больших городах в многоэтажках.
В Киевской области после освобождения люди стали возвращаться в дома, пострадавшие во время обстрелов. В одну такую многоэтажку в Ирпене с выгоревшими на верхних этажах квартирами вернулись 75% жильцов. Сейчас они активно готовятся зимовать в своих квартирах.
Самая тяжелая ситуация у Григория. У остальных в основном проблема в разбитых окнах и в отсутствии газа. В квартиру Григория попал российский снаряд. Полностью сгорел верхний этаж c крышей двухуровневой квартиры.
Сначала мужчина был в шоке. Хотелось просто развернуться и уехать, но все же Григорий начал приводить в порядок свое жилье. И даже собирается здесь с семьей остаться на зиму. Поэтому спешат все закончить до холодов. В квартире уже сейчас не особенно тепло.
"17-18 градусов. Ну ничего, лучше сохранимся. Надеюсь, до морозов все доделаем", – говорит Григорий. Его главная задача – успеть отремонтировать крышу, ведь когда дождь, тут все течет. Да и окна пока только затянуты пленкой.
Ремонтируют многоэтажку жильцы за свой счет, каждую неделю собираются на субботник. Валентина говорит, пока погода позволяет, жить можно, а вот как зимой здесь быть – это еще большой вопрос.
"Когда будет холодно, неизвестно, как будет с газом. Сможем ли мы этот газ пустить, даже если он будет. Потому что у нас открыты окна", – делится опасениями Валентина.
Своих денег у людей не хватает, помощи от государства и местных властей пока нет. На случай худшего сценария в подвальном помещении готовят себе пункт обогрева, запаслись дровами.
О том, как пережить грядущую зиму в большом городе в многоэтажке, переживает и Лиля Рудык из Киева. Буржуйка в квартире – не вариант, поэтому надеется, что будет хотя бы электричество. На случай, если света не будет, она купила аккумулятор. Говорит, что он позволяет продержаться без электричества пару дней.
А вот Лена с Никитой вовсе решили переехать на зиму из городской квартиры в частный дом. Говорят, там будет намного легче пережить холодный сезон. Но чем ближе к зиме, тем вариантов для аренды все меньше.
"Ищем по критериям отопления, чтобы желательно был котел, который употреблять может, кроме газа и электрики, твердое топливо. Можно и сэкономить, и быть независимым от центрального отопления", – рассказывает пара.
Но вот цены на такие дома выросли в разы. Позволить себе этот вариант смогут единицы. Поэтому первое, что советуют украинцам, – это запастись теплыми одеялами, одеждой, спальниками, фонариками и едой длительного хранения. То, что зима будет тяжелой, не сомневается в Украине, наверное, уже никто.
Свой зимний прогноз в эфире Настоящего Времени дала независимый украинской эксперт по энергетике Ольга Кошарная.
– Почему, на ваш взгляд, Россия нацелилась на энергетическую систему Украины?
– Это заранее хорошо спланированная операция, потому что были поражены объекты в 12 областях Украины. А именно трансформаторные подстанции и генерация, Бурштынская тепловая электростанция, Ладыжинская тепловая, только в Киеве три теплоэлектроцентрали. Мы предполагали, что такое будет для того, чтобы посеять хаос, панику накануне холодов. Отсутствие электричества, особенно в городах, ведет к тому, что не работает водопровод, канализация, нельзя приготовить еду. В новых домах в Киеве, в котором я живу, все на электричестве. Это такая демонстративная акция устрашения.
Как я понимаю, в России с удовольствием показывали разорвавшиеся ракеты в центре Киева рядом с университетом, с поврежденными музеями, кстати, бывший Музей русского искусства и западноевропейского, там сквер, где площадка, также были повреждены окна.
Как сказал министр энергетики Галущенко, до 30% электроэнергетической инфраструктуры было разрушено, десять подстанций только трансформаторных. Только в Киеве три ТЭЦ. А если учесть, что у нас часть больших теплоэлектростанций на угле находятся на оккупированной территории, как Запорожская ТЭС, Углегорская, Славянская, Кураховская, то ситуация такая.
Наш системный оператор "Укрэнерго", который обеспечивает работу и балансировку объединенной энергосистемы Украины, предполагал такое развитие событий и готовился все лето с помощью наших партнеров. Они поставляли трансформаторы, запасные части – все, что необходимо для быстрого ремонта. И таким образом в понедельник и вторник бригады "Укрэнерго" и “Облэнерго" восстановили электричество уже везде, кроме Тернопольской, по-моему, и Сумской областей.
Энергетики у нас сейчас приравниваются к военным в моем представлении. Они погибают под обстрелами, когда пытаются отремонтировать линии электропередачи, в частности, на Харьковщине в уже освобожденных поселках и городках.
– Вы уже сказали о том, что 30% энергетических мощностей страны повреждены. Хотелось понять, что это означает?
– Восстанавливается все. У нас будет проблема, я всегда это говорила, вопрос не в том, что шесть блоков Запорожской станции не работают, у нас девять атомных блоков на контролируемой Украиной территории составляют основу. Если мы до 11 октября имели возможность экспортировать электроэнергию в Европу порядка двух миллиардов киловатт-часов (мы только за сентябрь экспортировали в Венгрию, Польшу, Словакию и Румынию порядка 470 миллионов киловатт-часов и получили $150 млн за этот месяц), то понятно, что, раз мы могли экспортировать, значит, у нас был избыток. 470 миллионов киловатт-часов – это 5% от производства электроэнергии в Украине в сентябре.
Предсказать, какие еще будут целенаправленные удары, сложно. "Укрэнерго" летом моделировало работу нашей энергосистемы с учетом прогноза. У нас же упало потребление из-за разрушения Мариуполя и крупных металлургических заводов, которые не работают, на 35%. Много людей выехало в Европу с детьми. Поэтому получается, что нам хватало этой электроэнергии, производимой на оставшихся мощностях, и даже был избыток. А то, что министр оптимистично заявлял, что экспорт электроэнергии позволяет не использовать российский газ, это правда. Но мы, эксперты, скептически относились к его заявлениям, потому что мы предполагали, что будет целенаправленное разрушение именно критической инфраструктуры в электроэнергетике.
Первый звонок – обстрел ТЭЦ-5 в Харькове. Но я думаю, что мы справимся с помощью населения. Население проявило у нас сознательность. "Укрэнерго" сказало: "Граждане, дорогие, помогите энергосистеме. Не включайте все одновременно с 17:00 до 22:00 и утром, переносите стиральные машины, бойлеры на ночь". У нас была огромная разница между дневными пиками до войны и ночным провалом. Нужно для балансировки энергосистемы приучать людей переносить использование электроэнергии на всяких домашних энергоемких приборах в ночное время.
– Вы уже сказали про то, что должны делать сами люди. А как Украина в целом должна и может защитить энергосистему, исходя из того, что случилось 10 октября, когда был нанесен мощный урон энергосистеме?
– В идеале около каждой тепловой электростанции, как и около каждой атомной, должны стоять средства противовоздушной обороны. Но у нас такого нет. У нас около атомных станций есть средства противовоздушной обороны, еще около каких-то объектов. Но почему Украина с марта говорила: "Закройте небо!" Сейчас уже самолеты-бомбардировщики опасаются летать над территорией Украины, как это было в первые месяцы войны, потому что наши научились сбивать их. Если посмотреть статистику, то Россия потеряла рекордное количество самолетов и вертолетов. Только вчера было сбито шесть российских вертолетов.