В сентябре 2022 года украинские военные освободили город Изюм в Харьковской области. В нем шли тяжелые бои: Изюм сначала захватывали российские военные, потом отбивали украинские, и в итоге в нем были разбиты около 80% многоэтажных домов. Из-за этого до российского наступления на Донбассе Изюм называли "самым разрушенным городом региона".
Сейчас в Изюме постепенно восстанавливают жилые здания, хотя далеко не все жители города еще вернулись домой. Возможно ли вернуть городу довоенный вид и сколько это стоит?
****
Пятиэтажный дом Надежды Ивановны – один из тех, что попали в статистику пострадавших от обстрелов. Ее дом сильно пострадал в 2022 году: в балкон Надежды Ивановны влетел снаряд. Еще один влетел к соседям.
"Когда прилетело, что я подумала? Я подумала, что конец света наступил: горело все, – вспоминает она. – Стенка сгорела, тумбочка сгорела. Вот здесь все горело-горело".
Сама пенсионерка от того обстрела не пострадала: она пряталась в подвале. Но жить в квартире оказалось невозможно.
"Сначала мне говорили, что немного будут ремонтировать. А потом как начали!" – показывает пенсионерка ремонтные работы: их начали делать около полугода назад. – У меня даже в мыслях не было, что восстановят. Очень квартира страшная была".
Реконструированные дома в Изюме легко отличить по цвету – они добавляют в местный колорит яркие краски. Помимо новых фасадов и остекления, строители также укрепляют потрескавшиеся стены.
"Много еще восстанавливать?" – спрашиваем у строителей.
"Много… Ну вы же видели по городу", – показывают они. В Изюме действительно каждый угол напоминает о войне. Рядом с новопостроенной стеклянной администрацией – сгоревшая поликлиника. Рядом с только что покрашенным отстроенным домиком – такой же, но сгоревший дотла, с зияющей дырой.
В тех районах Изюма, куда организованное восстановление пока не добралось, люди, возмущаясь и чертыхаясь в сторону местной администрации, пытаются делать ремонт самостоятельно. Говорят, что жить-то как-то надо.
"Я свой дом восстановила. Я не была здесь в оккупации, я выехала и работала в Чехии, – рассказывает одна из местных жительниц. – Все, что заработала, ушло, а сейчас сад себе делаю. Все вычищено, все покрашено. Но обошлось дорого. Очень дорого".
До оккупации в Изюме жили около 45 тысяч человек. Сейчас осталось меньше половины. Часто людям просто некуда возвращаться: жители домов, которые вообще невозможно восстановить, стоят в очереди за деньгами на покупку нового жилья – в рамках государственной программы. Такие полностью разрушенные дома снесут.
Для реконструкции остального жилья привлекают и государственные деньги, и международные фонды.
Глава местной администрации Валерий Марченко пытается подсчитать бюджет восстановления города. По его словам, за два года общими усилиями удалось отремонтировать около сотни многоэтажек, но ремонта требуют еще 6 десятков. Бюджет восстановления каждого дома колеблется от $700 тысяч до $1,5 млн. И пока речь идет о восстановлении только жилищного фонда, а ведь есть еще общественные здания, школы и больницы.
"До войны у нас было 11 школ, а сейчас только одна школа, которая более или менее целая, – говорит Марченко. – Большая часть полностью уничтожена, еще часть повреждена. Точно так же и другие административные здания. Помещение полиции уничтожено, соцзащита уничтожена".
"Сколько потребуется времени, чтобы восстановить все? – задумывается он. – Все зависит от денег. По нынешним темпам – очень долго, лет 50".
Волонтер Андрей говорит, что из-за масштабных разрушений в город до сих пор не вернулись многие люди. А тем, кто приехал обратно, непонятно, вернется ли сюда война: фронт от Изюма все еще не так далеко.
Но Надежда Ивановна уже строит планы на будущее в отремонтированной квартире и даже купила новую духовку в отремонтированную кухню. Но одной в новых старых стенах ей грустно: все ее близкие до сих пор в эвакуации.
"Я мечтаю, чтобы приехала внучка моя с дочкой, мне тяжело одной жить", – говорит пенсионерка.