В проливе Босфор в территориальных водах Турции Россия заблокировала инспекцию судов с украинским зерном. Как сообщают в Министерстве развития громад, территорий и инфраструктуры Украины, из-за этого "зерновая инициатива" снова оказалась под угрозой срыва. Одновременно с блокировкой судов в Босфоре проблемы с экспортом украинского зерна появились и в Европе. В частности, транзит украинского зерна приостановила Польша, Венгрия и Словакия. Это же собираются сделать Румыния и Болгария. Власти этих стран заявляют, что большие объемы продовольствия из Украины дестабилизируют рынки в ЕС.
После того как Россия начала войну в Украине и заблокировала ее черноморские порты, возникли опасения, что традиционные рынки, получавшие украинское зерно, не найдут ему замену. Наиболее остро эта проблема касается стран Африки. В результате руководство Евросоюза убедило Польшу выступить в качестве главного наземного перевалочного узла для украинского зерна, чтобы доставлять продовольствие по суше через ее территорию. Зерно также экспортируется через Румынию. Однако вместо реэкспорта в Египет и другие страны местные компании сами стали скупать дешевое украинское зерно, что обрушило цену на этот товар. На этой неделе Польша приняла решение разблокировать транзит украинского зерна. Но с условием: с 21 апреля перевозить украинское зерно по Польше будут под конвоем, груз будут пломбировать GPS-маячками.
Почему украинское зерно вызвало напряжение на европейских рынках, в эфире Настоящего Времени объяснил директор Союза мукомолов Украины Родион Рыбчинский.
– Украинское зерно должно было ехать в Африку. Почему оно оказалось на рынках Польши, Румынии, Словакии?
– Оно едет и в Африку и оказывается на рынках Европы, потому что, по большому счету, украинским производителям все едино, кому продавать. Соответственно, работают транзитные коридоры в сторону Болгарии, в сторону польских портов или в сторону румынских портов. Но если по дороге переработчики, в первую очередь кормопроизводители, этих стран покупают зерно для собственных целей и дают нормальную цену, то почему бы его не продавать?
На самом деле, европейские фермеры скорее находятся в противоречии с собственными потребителями этого зерна, в первую очередь с кормопроизводителями – с теми предприятиями, которые производят комбикорма и откармливают телят, производят молоко, птицу и так далее. Потому что это в первую очередь их выгода в покупке немного более дешевого украинского зерна.
Поэтому вопрос на самом деле лежит в несколько другой плоскости. Я более чем уверен, что в ближайшие несколько недель он будет разрешен на уровне Европарламента, Еврокомиссии и будет урегулирование.
Как вы уже сами сказали, транзит на самом деле был заблокирован только Польшей. И в ночь с четверга на пятницу уже есть решение об открытии транзитного коридора снова. А по Румынии, Словакии, Болгарии, Венгрии – транзитом как шло украинское зерно и другая агропродукция, так и идет. Здесь, слава богу, никакой проблематики пока нет, и надеюсь, что острота данного вопроса будет снята в ближайшее время, потому что представители украинского правительства и неправительственных организаций на разных уровнях прикладывают титанические по сегодняшним меркам усилия для того, чтобы данная проблема была урегулирована.
– То есть зерно, выезжая из Украины, не имеет конечного покупателя? Это такая цепочка покупок и продаж?
– Почему? Может иметь, а может не иметь. Так называемый ломаемый транзит всегда присутствует в процессе. Если ты грузишь зерно в сторону портов, но по дороге у тебя, допустим, есть потребитель, который готов купить, а у тебя есть возможность заместить это зерно следующей партией, то ты можешь его продать. Ты же затаможил его, выезжая с территории Украины, соответственно, у тебя достаточно свободные руки.
С другой стороны, процентов 90 зерна, которое оставалось в Польше, изначально и покупалось поляками. Когда речь идет о неких дельцах, но на самом деле это нормальная трейдерская традиция: продажа тому, кто у тебя покупает. Понятно, что если у тебя есть накопления в порту, то ты, соответственно, на какой-то период туда завозишь зерно, ты можешь его завозить в течение недели, двух, месяца. Это твое право – продать на месте, если у тебя есть покупатель. Ты распоряжаешься этим зерном, а контрагент на территории Польши в состоянии его купить.
С законной точки зрения никаких проблем здесь нет. Это проблема не то что надуманная, она на самом деле присутствует, но она скорее внутри самих стран, которые об этом говорят. Бумерангом, естественно, с учетом того объема зерна, которое Украина поставляет на экспорт, бьет по украинским аграриям. Но и не только аграриям. В данном случае мы как производители муки и круп тоже пострадавшая сторона, потому что у нас большие поставки в сторону польских торговых сетей, которые с удовольствием брали нашу продукцию. И теперь есть проблема у целого ряда наших предприятий, которые поставляют на польскую полку продукцию. Мы не можем исполнить эти контракты. Мы будем уходить на форс-мажор и так далее.
– Почему украинское зерно дешевле польского?
– Здесь ответ в той части, с которой вы начинали свой комментарий по поводу того, что, закрыв свободную торговлю зерна по Черному морю, Россия вынудила Украину искать альтернативные пути. А единственный альтернативный путь – это западные коридоры, которые до начала войны просто не использовались в таком количестве, как сегодня. И это создало очень серьезные логистические проблемы. Соответственно, для того чтобы найти компромиссное решение поставок через длинную транспортную цепочку в сторону портов той же Польши, или Румынии, или Болгарии, соответственно, цена на зерно должна понизиться, потому что большая составляющая легла на логистику.
– Это, вероятно, закон свободного рынка. Нужно, наверное, пояснить, почему, в частности, некоторые польские политики говорят о непопулярности экспорта зерна из Украины в Польшу – потому что, как они считают, если польские фермеры будут недовольны тем, что они не зарабатывают, это может сказаться на военной поддержке Украины. Такие контексты они и проводят. Родион, спасибо за то, что объяснили нам, как работает этот рынок зерна.