Ссылки

Новость часа

"Никто не говорил, что нельзя ехать без разрешения правительства!" Курдская журналистка – о том, как ее не впустили в Беларусь


23 ноября власти Беларуси не впустили в страну журналистку курдского телеканала NRT Жийян (Джан) Али, которая пыталась добраться до границы Беларуси с Польшей для освещения кризиса с мигрантами и их попыток попасть на территорию ЕС. Канал, на котором работала Али, сообщил, что у женщины после задержания в аэропорту Минска изъяли все ее журналистское оборудование.

Госпогранкомитет позже заявил, что журналистку якобы никто не задерживал, но ей было отказано во въезде на территорию Беларуси из-за отсутствия аккредитации иностранного журналиста при МИД. В тот же день Али посадили на самолет в Стамбул и выслали из страны, рассказала она белорусской службе Радио Свобода. По словам Али, задержавшие ее пограничники и сотрудники спецслужб заявили, что "не обязаны ей что-то объяснять", но подчеркнули, что власти Беларуси "не хотят видеть ее в стране".

КАК ЧИТАТЬ НАС В БЕЛАРУСИ>>>

Министерство информации Беларуси заблокировало доступ к сайту телеканала "Настоящее Время" на территории страны. Официальной причиной названо "распространение гиперссылок на материалы, признанные экстремистскими". Жители Беларуси могут читать и смотреть материалы Настоящего Времени через VPN, в телеграме и других соцсетях, а также с помощью зеркала.

"Я прибыла в аэропорт Минска 22 ноября – чтобы посетить Беларусь и рассказать о ситуации с мигрантами на границе. Но после того, что произошло, я почувствовала себя крупным мафиози", – рассказала Жийян Али.

"У меня есть датский паспорт, в котором указано, что я родилась в Ираке. И на границе меня сразу спросили: "У вас есть родственники в Ираке?" – описала она то, что происходило на границе. – Я ответила утвердительно, но сказала, что я выросла в Дании. Потом меня спросили: что я буду делать в Беларуси? Я сказала, что приехала в отпуск, но также хочу поговорить с мигрантами на белорусско-польской границе. А потом пограничники сказали: "Пойдем с нами". Меня отвели в комнату с двумя офицерами, не говорящими по-английски. Когда я спросила, что я сделала, они просто засмеялись и ничего не ответили".

"Затем пришел молодой офицер, который немного говорил по-английски. Я объяснила, что сообщила посольству Дании, что буду в Беларуси с 22 по 28 ноября. Они снова попросили мои документы, и я показала им свою британскую пресс-карту, – рассказывает Жийян Али. – Они забрали все мои документы и сказали, чтобы я снова подождала. В общей сложности я просидела там более трех с половиной часов. А потом мне сказали, что мне запрещен въезд в Беларусь. Я спросила: "Почему?" А они сказали: "Нам не нужно объяснять почему".

"Кстати, мое иракское имя – Жийян (Джан) Али, но во всех документах меня зовут Кэтрин Моберг. Поэтому белорусские власти позже заявили, что ни одна Жийян Али вообще не прилетала в Беларусь", – заметила курдская журналистка.

Али – не первая иностранная журналистка, которой власти Беларуси отказывают во въезде в страну или высылают из страны. После последних президентских выборов и начала массовых протестов против Александра Лукашенко из Минска была выслана съемочная группа Настоящего Времени, которая прилетела в Минск для освещения протестов. Власти Беларуси также заставили покинуть страну постоянного корреспондента Настоящего Времени Романа Васюковича:

"23 ноября меня посадили в самолет до Стамбула, потому что я прилетела в Минск из Турции, – также заметила курдская журналистка. – Мне сказали: "Нам не разрешают вам ничего говорить, вы просто должны лететь обратно в Турцию". Это было все, что мне сказали. Я объяснила, что я, как журналист, имею право знать, что происходит. Но они только сказали: "Наша страна не хочет, чтобы вы находились в нашей стране".

Госпогранкомитет Беларуси заявил, что курдской журналистке было отказано во въезде в страну из-за того, что у нее не было аккредитации МИД Беларуси. Этот инструмент белорусские власти давно используют для давления на независимую прессу: иностранным журналистам часто просто не продлевают аккредитацию под надуманными предлогами. Иностранных и независимых журналистов неоднократно задерживали во время освещения акций в Беларуси и обвиняли в участии в протестах. С недавних пор журналистам полностью запрещено освещать протестные акции в стране.

"Мне никто не говорил, что в Беларусь нельзя поехать без разрешения белорусского правительства, – говорит в ответ на запрет въезда в страну Жийян Али. – У меня есть международная пресс-карта. И у меня также есть датское гражданство, что означает, что я могу легально въехать в Беларусь".

"Я работаю на NRT – это общественный телеканал, у нас миллионная аудитория. Это очень известный канал в Иракском Курдистане, мы вещаем на курдском, арабском и английском языках, – отдельно подчеркнула Жийян Али. – Канал не принадлежит ни одной политической партии, и наши микрофоны открыты для всех".

Жийян Али во время одного из репортажей
Жийян Али во время одного из репортажей

Али говорит, что до инцидента на границе она "мало что" знала о Беларуси, но то, что произошло, подтвердило ее худшие представления о белорусских силовиках.

"Я мало что знала о Беларуси раньше: я знала, что многие мигранты из Ирака, в том числе курды, сейчас находятся на границе между Беларусью и Польшей, – говорит журналистка. – Но в то же время я слышала много плохого о белорусской милиции и о том, как они обращаются с мигрантами на границе".

*****

Кризис с мигрантами на границе Польши и Беларуси начался летом 2021 года: тысячи людей из стран Африки и Ближнего Востока начали появляться сначала в Минске, а затем ехали к границам Литвы, Польши и Латвии, чтобы перейти границу и получить убежище в Евросоюзе. Власти ЕС усилили контроль на границах с Беларусью и перебросили в приграничные районы войска и спецподразделения полиции. Но сотням мигрантов все равно удалось пересечь границу.

  • Польша и другие страны Евросоюза неоднократно заявляли, что мигранты действуют под контролем белорусских властей. На это указывает то, что в Минск мигрантов привозили самолетами при посредничестве белорусских государственных туристических фирм, а до границы людей сопровождали военные и пограничники. Минск при этом отрицает свою роль в переброске мигрантов и заявляет, что у него просто нет денег, чтобы сдерживать их поток. Ранее Александр Лукашенко говорил, что его страна служила барьером на пути переброски нелегальных мигрантов и наркотиков в Литву, а теперь: "Будете сами их есть и ловить".
  • Самая напряженная обстановка в последние недели сложилась на границе Беларуси с Польшей, куда 15 ноября пришли более двух тысяч мигрантов. На следующий день они пытались сломать ограждения и прорваться на территорию Польши. В ответ польские пограничники применили спецсредства, в результате инцидента пострадали военные, мигранты и журналисты.
  • Сейчас часть этих мигрантов власти Беларуси разместили на складе в Гродненской области, а еще часть была вывезена из Беларуси властями Ирака. 26 ноября к мигрантам, которые находятся на складе, приехал Александр Лукашенко.
  • Сейчас на границе Беларуси и ЕС минусовая температура, известно, что несколько мигрантов погибли. Беларусь настаивает на том, что Евросоюз должен забрать этих людей с границы и обеспечить им легальный статус в ЕС. Власти Евросоюза отказываются это делать и обвиняют Беларусь в ведении "гибридной войны" с использованием мигрантов.

Изначально интервью с журналистской Жийян Али (на белорусском языке) было опубликовано на сайте белорусской службы Радио Свобода

ПО ТЕМЕ

XS
SM
MD
LG