В Кыргызстане суд ускорил судебный процесс по так называемому "Кемпир-Абадскому делу". Напомним, что на скамье подсудимых 27 человек: активисты, правозащитники, политики и журналисты.
Власти завели на них дело после того, как они выразили недовольство секретными переговорами Бишкека и Ташкента, итогом которых стало согласие Кыргызстана передать Узбекистану Кемпир-Абадское водохранилище и земли вокруг него. Власти обвинили фигурантов "Кемпир-Абадского дела" в организации массовых беспорядков и попытке захвата власти, а прокуроры просят судью назначить всем им наказание в виде лишения свободы сроком на 20 лет и конфисковать все их имущество. Обвиняемые говорят, что никаких беспорядков не устраивали и никакого захвата власти не планировали.
Процесс по "Кемпир-Абадскому делу" идет в закрытом режиме. Как полагают адвокаты подсудимых, возможно, уже на этой неделе Первомайский суд Бишкека вынесет приговор. В последние дни процесс резко ускорился: юристы отмечают, что заседания в суде теперь идут практически каждый день и длятся с утра до вечера, хотя прежде проходило одно, максимум два заседания в неделю. Адвокаты подсудимых полагают, что это делается для того, чтобы суд успел вынести вердикт до истечения срока ареста обвиняемых, то есть до 15 июня.
Согласно уголовно-процессуальному кодексу, продлевать арест далее уже нельзя. Поэтому если суд не успеет вынести вердикт до этого числа, арестантов по закону должны выпустить под домашний арест, и это произойдет уже в эту субботу.
"Это мое личное мнение как адвоката Джеенбекова: спешка суда связана с этими обстоятельствами. У нас назначаются заседания сверхурочно, – рассказывает Аскат Джакупбеков, адвокат Равшана Джеенбекова. – Заседания проходят с понедельника до четверга включительно, два раза в день, то есть, грубо говоря, мы имеем почти шесть или даже восемь заседаний в неделю. И это грубые процедурные нарушения".
Помимо того, что делу присвоили гриф секретности, адвокаты отмечают, что все ходатайства защиты судья отклоняет, в том числе жалобы на грубые процессуальные нарушения.
Например, в качестве доказательства вины подсудимых, как передают юристы, обвинение приводит некую аудиозапись. По версии следствия, на ней участники так называемого "комитета по защите Кемпир-Абада" якобы обсуждают вопросы проведения массового митинга с последующим захватом власти. Юристы подчеркивают, что расшифровка записи не соответствует аудио:
"Судья ограничился лишь прослушиванием фонограммы. Мы должны были в зале суда без соответствующего оборудования улавливать эту некачественную фонограмму и сравнивать ее со стенограммой. Были проблемы, она не совпадает, – говорит Аскат Джакупбеков. – По этому поводу мы заявляли суду. Но суд не принял наше ходатайство".
Подсудимые не отрицают, что встреча активистов, на которой была сделана запись, действительно была, и на ней, действительно, обсуждались вопросы защиты Кемпир-Абадского водохранилища. Но, как подчеркивают фигуранты, ни слова о том, чтобы призывать кого-то к беспорядкам, в реальности сказано не было.
"Просто там идет разговор о том, что если будут предприниматься какие-то действия со стороны власти, то мы тоже будем предпринимать ответные действия. Вот и все, – говорит обвиняемый Мамбетжунус Абылов. – Содержание такое. Ничего о захвате власти: каких-либо таких слов вообще нет".
Адвокаты заявляют, что требовать срок в 20 лет тюрьмы из-за одной фразы для 27 человек – просто абсурд. Они считают, что в действиях их подзащитных не было никакого состава преступления, к тому же отсутствует само событие преступления.
Юристы, защищающие интересы обвиняемых кемпир-абадцев, не ждут оправдательного приговора в первой инстанции суда и уже заявляют, что непременно будут обжаловать вердикт райсуда в городском суде.