В Харьковской области российские военные прицельно бьют по станциям тепло- и энергоснабжения. В столице региона даже был обесточен метрополитен.
Взрыв прогремел в Холодногорском районе Харькова. Пожарные несколько часов тушили там электроподстанцию. Пламя было видно за сотни метров. Сам город оказался частично обесточен.
"Ракета попала в объект инфраструктуры. Повреждены трансформаторы, которые снабжают город Харьков. По информации персонала, в помещении, по которому попала ракета, находились двое дежурных. Одного нашли мертвым. Другого продолжаем искать", — рассказал Анатолий Торяник, замначальника ГСЧС Харьковской области.
В понедельник в Харькове приостановил движение весь электротранспорт. Причина – еще один массированный обстрел российской армии. Из застрявших под землей поездов пассажиров пришлось выводить по туннелям. Во время многочисленных ударов были повреждены объекты критической инфраструктуры: станции тепло- и электроснабжения.
Дома многих харьковчан после обстрелов остались без света, без воды, или и без света, и воды одновременно. Коммунальщикам пришлось в течение всего дня устранять последствия обстрелов. Мэр Харькова накануне днем сообщал об обстрелах центра города, зданий в Основянском и Киевском районах. Несмотря на то, что украинские военные отодвинули линию фронта от Харькова и вышли к административным границам региона, в городе готовятся к новым обстрелам. До Белгородской области России 50 километров. Это дистанция, которую легко могут преодолеть даже старые советские ракеты.
Свою оценку ситуации и прогноз на зиму в эфире Настоящего Времени дал Иван Плачков, министр топлива и энергетики Украины в 2005-2006 годах.
– Когда Россия целенаправленно бьет по ТЭЦ, насколько сложно возобновить подачу электричества и вообще возобновить работу станции?
– Это очень сложный технологический объект. От работы одного элемента, там есть основное оборудование, вспомогательное, зависит работа всего объекта. Если повредить ключевое оборудование, то это достаточно долго и серьезно. Все зависит от степени повреждений. Там есть возможность переключений. И мы знаем, что электроэнергия в Харьков уже была включена. Энергосистемы – это очень гибкая структура, где можно резервировать, но повреждения основных инфраструктурных объектов могут привести к длительному отсутствию как электроснабжения, газоснабжения и водоснабжения.
– И теплоснабжения, правильно же я понимаю?
– Конечно. Идет полномасштабный терроризм. Мы видим ядерный терроризм на Запорожской атомной станции, терроризм по инфраструктурным объектам. Знаете, что явилось причиной такого поведения? Проигрыш в первой мировой энергетической войне. Россия проиграла эту войну энергетическую, которую она начала, и это уже от отчаяния, потому что уже никто не боится отключения газа. Европейские страны накопили до 85% в своих хранилищах, уже поставки угля вообще прекращены, планируется уменьшить и поставки нефти.
В Украине энергетики готовятся к проведению восстановительных работ: запасаются оборудованием, материалами в трехкратном-четырехкратном размере, разрабатываются соответствующие графики переключений для дублирования поставок.
– Если, условно, Харьковская ТЭЦ-5 будет разрушена очередными российскими ракетами, какие есть альтернативы? ТЭЦ-5 же отапливает какое-то колоссальное количество людей?
– Да, конечно. Какие альтернативы? Первая: кроме ТЭЦ-5 там есть еще ТЭЦ, есть котельные. Конечно, по теплосетям схема переключений будет собрана таким образом, чтобы максимально использовать резервные источники.
– Правильно ли я поняла вашу мысль, что можно так переподключить, чтобы те пользователи, которые обогревались за счет ТЭЦ-5, переключить на ТЭЦ-3, и к ним пришла эта горячая вода по трубам?
– Конечно. Да, конечно, можем. Потому что так схема создана. Например, летом ТЭЦ-5 стоит, она отключена. У нас же есть горячая вода в тех домах.
– А если все ТЭЦ разрушены?
– Есть пиковые нагрузки. Температура может быть −10, а может быть −30. Когда −20 и ниже, подключаются специальные пиковые источники нагрузки. Они будут использованы, может быть, они не покроют в полном объеме всех, но тогда надо будет переходить на электрическое отопление. Тогда на какой-то период надо думать, куда размещать людей. Надо готовиться к тому, что, если у городских жителей есть за городом дома, родственники, надо думать о том, куда поехать на какой-то период для того, чтобы переждать, пока восстановят инфраструктуру и возобновят электро-, тепло- и газоснабжение. Потому что я не исключаю длительных перерывов.
– Можно ли каким-то образом защитить ТЭЦ? Не знаю, поставить вокруг много систем ПВО, или это так не работает?
– А это работает. И мы видим5 из одиннадцати ракет девять было сбито. Но есть не одна ТЭЦ, их там несколько, есть котельные, газопроводы, есть станции тепловые, есть атомные станции. Конечно, военные это все предусматривают. Вы видите, большая подстанция распределительная высоковольтной линии передачи – очень сложная инфраструктура. Наверное, я не специалист военный. Но думаю, что невозможно полностью закрыть всю инфраструктуру.
– Зеленский на прошлой неделе пообещал, что Украина будет поддерживать энергетически Польшу. Можете ли вы нам объяснить, сколько электроэнергии Украина продает в Европу? И если будут перебиты эти станции, подстанции, то может ли этот процесс остановиться?
– Продаем мы сейчас небольшое количество по мощности. У нас сегодня установленных мощностей в Украине работающих где-то 35 тысяч мегаватт. Украина потребляет 16 при максимальных нагрузках, сейчас уже меньше: где-то 14-15 тысяч мегаватт. Есть такой двукратный запас генерирующих мощностей. Есть достаточно угля, больше двух миллионов тонн, и минимально необходимое количество газа. И, конечно, мы можем экспортировать, включая и наши атомные станции. Но мы знаем, что Запорожская атомная станция, которая вырабатывает от 15 до 20%, остановлена, и правильно остановлена, потому что там нарушены все семь компонентов, которые обеспечивают безопасность работы атомной станции. Но даже при этом у нас есть запас экспорта электроэнергии.
– Половина. И что, мы ее продаем? Украина ее продает?
– Да, мы продаем до тысячи мегаватт на сегодня, можем и увеличить объем продажи, потому что мы интегрировались с европейской энергосистемой. И я думаю, что до трех тысяч мегаватт мы можем продавать, в том числе и в Польшу. И мы сейчас в Польшу продаем.
– А если продажи прекратятся, почувствует Европа это на себе? Или есть ей чем это заменить?
– Это не такой объем, который европейцы почувствуют, там есть чем скомпенсировать. Надо отметить, что если будет необходимость Украине покупать электроэнергию, то можно обеспечить перетоки из Европы в Украину. Например, мы вчера слышали, что идут обстрелы Вознесенска, это Николаевская область, совсем рядом с Южно-украинской АЭС. Поэтому, в зависимости от ситуации, перетоки могут быть в Европу, перетоки могут быть из Европы. Но самое главное – защитить инфраструктурные объекты: линии, станции, подстанции, газоперекачивающие и так далее. Надо быть готовым ко всему зимой.