Кыргызстанка Азиза рассказала, как ее угрозами вместе с другими приезжими вынудили съехать из квартиры в Москве. Это произошло еще до теракта в "Крокус Сити Холле", который, как считают следователи, был организован несколькими гражданами Таджикистана, и который поднял новую волну ненависти к мигрантам в России. Однако, как показывает ее история, волна нетерпимости и преследования иностранцев началась задолго до теракта.
Женщина снимала большую квартиру вместе с еще семью мигрантами: жилье им сдавал бывший сотрудник МВД, а дом, в котором они жили, также был предназначен для работников МВД.
Одному из соседей, генералу, как рассказали Азизе в полиции, не понравились лица новых жильцов. После этого в "мигрантскую" квартиру начали чуть ли не еженедельно приходить сотрудники полиции, ища нарушения, за которые жильцов можно было выселить.
"За период где-то в два месяца ко мне приходили, в нашу квартиру, шесть раз, – рассказывает Азиза. – Каждый раз это были разные [люди]. Один раз только участковый приходил, он был самый адекватный. Он стучался, он звонил, спрашивал: "Можно пройти?" Остальные просто вламывались. Один раз звонили до такой степени, что у нас звонок начал дымиться. Мы звонок отключили, они ушли".
Азизу за эти два месяца также не раз вызывали в участок: там ее держали в камере по 2–3 часа, не разрешая сходить в туалет, и требовали освободить квартиру. На вопрос женщины, почему она должна выселяться, полицейские, по ее словам, ей ответили: мол, соседи по дому "не хотят видеть ваши мигрантские рожи".
"Он (полицейский – НВ) начал на меня психологически [давить]. Говорит, в доме везде генералы живут, вы мешаете им жить, они не хотят видеть ваши мигрантские рожи, – пересказывает Азиза разговор в отделении полиции. – Он прямо вот так и сказал: "Вы вообще здесь никто, и звать вас никак", – такого характера были высказывания".
В полиции заявили, что формальной причиной для жалобы на съемщиков-мигрантов стало то, что они якобы выбрасывали мусор мимо урны. При этом Азиза рассказывает, что ей не показали никакого заявления от жильцов, на основании которого полиция начала преследовать ее и других съемщиков квартиры. А когда она отказалась подписать бумаги и захотела подать встречную жалобу, полицейские начали кричать на нее и угрожать.
"И потом этот калмык (следователь – НВ) тоже говорит: "Вы съезжайте оттуда!" А я не могла понять, почему. Говорила: у нас документы в порядке, почему мы должны съезжать? "Нет, вас не хотят видеть, и все", – рассказывает мигрантка.
"Он еще говорит: вы оттуда все равно съедете, мы вас будем кошмарить. Так он и сказал: "Мы вас будем кошмарить, пока вы не съедете". Новый год, говорят, вы будете на улице встречать, с чемоданами, под снегом, – подчеркивает Азиза. – У меня сложилось впечатление, что их руководство вздрючило, раз они в таком состоянии были".
После почти трех месяцев угроз и постоянных визитов полиции все мигранты из квартиры съехали.
"Нам пришлось. Хозяин приехал, ребята все съехали. Все восемь человек. На хозяина штраф наложили. Он тоже был очень зол", – рассказывает Азиза.
Женщина в ближайшее время планирует уехать из России и говорит, что в последнее время в стране резко вырос уровень ксенофобии по отношению к мигрантам.
"Я хотела раньше ребенка сюда привезти. Но сейчас я ни в коем случае его не привезу, сама уеду и вряд ли приеду снова, – подчеркивает она. – Потому что это не та страна, чтобы учиться хорошему. Здесь только озлобленность, и она мне тоже [передается]. Но я стараюсь себя держать, чтобы им не уподобляться".