Последний рейтинг "Левада-Центра" по поводу доверия к Навальному был опубликован осенью. Согласно результатам, Навальному на тот момент доверяли 3% опрошенных, и он был на седьмом месте после Путина, Жириновского, Мишустина, Шойгу, Лаврова и Зюганова. Как сформирован в голове российского обывателя этот рейтинг доверия к Навальному и может ли он измениться в связи с его отравлением и теперь и арестом, корреспондент Настоящего Времени спросил у социолога и философа Григория Юдина.
— Навальный призывает людей выходить на улицы, но не все с этим согласны. По вашим оценкам, люди выйдут? И какое количество, если выйдут?
— Я не очень понимаю, честно говоря, зачем здесь нужны оценки. Мы дождемся, когда это произойдет, и посмотрим.
Люди, которые говорят, что пойдут протестовать, пытаются таким образом стравить пар
— Каков уровень протестных настроений в обществе, насколько они сильны?
— Есть такой миф, что можно уровень протестных настроений измерить с помощью опросов, когда людей спрашивают: "А собираетесь ли вы принять участие в протесте?". Это известная закономерность, что с помощью таких опросов невозможно предсказать протесты примерно никогда, за исключением каких-то специальных случаев. На протест выходит не та часть, которая отвечает на вопрос о том, пойдет ли человек протестовать. Обычно люди, которые говорят, что они пойдут протестовать, пытаются таким образом стравить пар. А протестовать будут либо другие люди, либо те же самые, но по другим причинам. Поэтому такие вещи крайне сложно предсказывать.
Сегодня для тех, для кого важна судьба Навального, должно быть понятно, что в то 30-дневное "межвременье", в котором он оказался, это редкий шанс повлиять на его судьбу. Это может стать сильным стимулом.
— Россиян вообще интересует внутренняя политика и вопросы Навального?
— Во-первых, интерес к внутренней политике по сравнению с внешней в последние пару лет заметно вырос. И действительно людей, которым более интересно то, что происходит внутри страны, и менее интересно то, что происходит вне ее – конфликт, в который ввязывается Россия, – доля этих людей растет.
Что касается Навального, то вся эта история с отравлением, безусловно, привлекла внимание большого количества людей в России. Большого количества людей – это не значит, что всей страны. Но, конечно, это несопоставимо с предыдущими действиями, акциями и даже роликами Алексея Навального. Это привлекло внимание большого количества людей, и по вчерашнему дню мы видели, что интерес к его возвращению тоже был достаточно высокий. Опять же, не стоит здесь говорить, что вся страна прильнула к экранам, чтобы за этим следить, но это, очевидно, достаточно высокий интерес, по крайней мере для интернетизированной аудитории, это явно очень заметное событие.
Большинство россиян никому не доверяют и хотят держаться от политики подальше
— Согласно последнему рейтингу "Левады" по поводу доверия к Навальному, который был опубликован осенью, Навальному доверяют 3% опрошенных, и он вообще на седьмом месте после Путина, Жириновского, Мишустина, Шойгу, Лаврова и Зюганова. Как сформирован в голове российского обывателя этот рейтинг доверия к Навальному, за счет чего? И может ли он измениться в связи с отравлением и с арестом?
— К этим цифрам нужно относиться, понимая, что за ними стоит. Россия в принципе страна, в которой люди сильно деполитизированы и не доверяют политикам. Владимир Путин до некоторой степени был исключением из этого правила до недавнего времени, но, видите, сейчас его показатели примерно до 30% ушли вниз. Большинство россиян вообще никому не доверяют и хотят держаться от политики подальше. Это фон, на котором нужно все такого рода цифры интерпретировать.
Что касается Навального, то сейчас гораздо более важны не цифры доверия к нему, а то, что к нему сильно вырос интерес. Он действительно заявил себя как единственную альтернативу действующему правителю и показал, что он готов настаивать на этом, в том числе и ценой своей жизни, свободы. Это, безусловно, привлекает к нему интерес.
Он пока баллотируется в "Матросскую Тишину"
— Исходя из теории, этот интерес может трансформироваться в электорат?
— Это не происходит так быстро. Люди пока что начинают смотреть за тем, что он делает, следить за этим. У него появилась новая аудитория, которая пока с некоторым недоверием, но уже с интересом к нему относится. Дальше, если он сможет к ней каким-то образом правильно обратиться, конечно, это будет иметь последствия в электоральных намерениях. Просто нужно понимать, что сейчас Навальный никуда не баллотируется. Есть такой странный разговор: "Проголосовал бы я за Навального или не проголосовал бы за Навального?" Слушайте, Навальный никуда не баллотируется, он пока баллотируется в "Матросскую Тишину". Больше никуда он не баллотируется, поэтому вопрос о том, проголосовали бы за него или нет, не имеет никакого смысла. Сейчас более важно для него – это найти какой-то язык для новой аудитории, на которую он сегодня вышел благодаря всей этой истории.
Это будет история про героя-одиночку, которого несправедливо травят, или все-таки про политика, который представляет большие интересы
— Как вы считаете, что это за новая аудитория?
— Эта аудитория гораздо менее политизированная, чем привычная для него аудитория. Однако аудитория, которая в возрастающей степени интересуется политикой, потому что в России начался поиск какой-то политической альтернативы Владимиру Путину, который объявил, что он навсегда, что никакой политической альтернативы ему не будет. Параллельно с этим пошел поиск альтернативы ему. И это аудитория, которая менее политизирована, она устает или устала от Путина, даже если относится к нему неплохо, у нее накопилось достаточное количество проблем, особенно за последние годы. И она ищет кого-то, кто сможет выражать ее заботы и интересы.
В этом смысле важна та история, которая происходит сейчас с Навальным. Это будет история про героя-одиночку, которого несправедливо травят, или все-таки это будет история про политика, который представляет большие интересы и в его лице ущемляют эти гигантские интересы, которые россияне ущемлять не позволят.